На главную ׀ Фотогалерея ׀ Литературная премия ׀ Мемориальный комплекс ׀ О твардовском |
|||||||
ТЕМЫ И МОТИВЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ |
|||||||
|
Этот второй, по общепринятой периодизации, а точнее уже третий этап творческого пути Твардовского характеризовался новым крутым подъемом. Были созданы «Василий Теркин», ряд других замечательных произведений, и Твардовский достиг небывалого всенародного признания и близости к миллионам читателей. Это не означает, что только теперь он стал подлинно народным поэтом, с чувством личной ответственности, или что лишь теперь пробудилось в нем подлинное лирическое начало. Суть обновления состояла не столько в изменении соотношения лирического и повествовательного начал, сколько в их общем взаимном обогащении, усилении и в общей их перестройке. Но несомненно, что огромность нового исторического события, народного бедствия и народного героизма, всемирно-исторический размах битвы за жизнь на земле вызвали и новую силу отклика в поэте. Небывалую напряженность чувства и коллективной, и личной ответственности за свою страну словами главного героя: «Мы с тобой за все в ответе». Лирическое начало стало вместе с тем эпическим, ибо являлось выражением героического пафоса всенародной борьбы. Отсюда — и новые черты лиризма, и в еще большей мере новые черты, достижения большой повествовательной поэзии. Нового типа эпическая поэма «Василий Теркин», в которую включено и новое лирическое начало, и нового типа лирическая поэма — «Дом у дороги». И все это в небывало трагической ситуации гигантского исторического кризиса, народной трагедии. Это трагическое начало в соединении с эпосом и лирикой создает особый размах, синтетизм работы Твардовского в эго время. Его реализм становится воистину героическим синтетическим народным реализмом, в самом непосредственном и самом глубоком значении этого слова, тем более героическим, что героизм изображается с последовательностью реалистического изображения, реалистической конкретности. Наметившийся на предыдущем пути синтез бытия и быта, «генерализации и мелочности», используя знаменитые слова Л. Толстого, достигает именно максимальной бытийности, исторического величия. Это определило собой и возможности создания впервые в истории эпоса «бегущего дня», и возможность создания небывалого народного трагического лиризма. Художественное качество стихов и прозы Твардовского этого времени — более пестрое, чем в 30-е годы, так как условия войны часто требовали такой быстроты оперативного отклика, что приходилось и кое-чем жертвовать в его качестве. Но и две основные поэмы, и десятки стихотворений принадлежат к вершинам творчества Твардовского и всей нашей поэзии. И, в общем, военный Твардовский представляет собой при всем разнообразии и даже пестроте жанров, тематики, манеры, степени отработки и некоторое целое, которое можно назвать единой дневниковой Книгой. Она отличается от предыдущей работы Твардовского, естественно, прежде всего новой главной темой — войной, которая проходит буквально через все стихи и прозу. Твардовский еще больше, чем в предыдущие периоды, остается художником исключительно современности, огневого вала бегущего дня. И вместе с тем имеется и ясная преемственность, хотя не так бросающаяся в глаза. Продолжаются все основные мотивы его поэзии 30-х годов и даже возрождаются некоторые мотивы поэзии конца 20-х годов. Сохраняется сосредоточение на психологии, труде, быте рядового трудового человека, народа по всей его новой конкретности. Даже некоторые характерные профессиональные персонажи — кузнецы, плотники, шоферы и др. И пафос мастерства трудового человека, в котором молодой рядовой Василий Теркин и многие другие персонажи поэм и лирики непосредственно перекликаются и с дедом Данилой, и с другими героями предыдущего периода. В первые годы войны Твардовский написал даже несколько стихотворений, в которых продолжал действовать дед Данила. Такое простое продолжение оказалось малоплодотворным, Твардовский быстро от него отошел, но возникли новые трансформации персонажей и мотивов того же ряда. Главное — общая преемственность и трансформация человека-работника и путника в человека-работника-путника и воина. «В лесу возле кухни походной, // Как будто забыв о войне, // Армейский сапожник холодный // Сидит за работой на пне... // Орудует в поте лица». Более того, солдат у Твардовского становится самым универсальным работником. Накопленный жизненный трудовой опыт даже концентрируется, расширяется, укрепляется в огне войны, «кровавой страды». Аналогично продолжаются и трансформируются другие основные темы — мотивы предыдущего периода. Темы и пафос семьи, товарищества, землячества, всех форм человеческой общности. Малой и большой Родины. Связи времен, памяти. Отношения человека к природе. Жизни и смерти. Всего, что входило в дома и дороги. Смерть воплощена в фашизме, фашизм — это враг всего домашнего, родного, человеческого, живого. Это — антидом, антидорога, антимир. Немецкий солдат — «бродяга полумира», чужой, «немой». Фашисты — «нелюди». И противоположность людей — нелюдям отодвигает все остальное. Поэтому тема множества путей и своего пути, возможные расхождения отдельных путей и общего пути, которая была одной из главных тем «Страны Муравии» и всего предшествующего Твардовского, трансформируется в тему и пафос общности главного пути. Количество и разнообразие путников, домов резко увеличивается. Происходит гигантское расширение «площадки действительности». Даже в чисто географическом смысле — вплоть до дороги на Берлин. И еще многомасштабнее. Вся страна, и даже вся жизнь на Земле, — и «населенный пункт Борки», и некая литовская усадьба. И огромная галерея самых разнообразных людей, характеров. Но все это множество объединено поразительным единством фронтовой всеобщности народной битвы, дороги, цели — освободить страну свою, защитить дома свои, спасти семью свою. Объединились пути Никиты Моргунка и Фроловых, но и пути того подкинутого кулацкого мальчика, который брел за телегой Моргунка. И даже иногда пути бугровых, бывших врагов, которые оставались с народом и вместе с ним боролись с немцем. И тем более теперь объединились пути тех братьев и того отца... Борьба с фашизмом была общенародной «великой правотой», по выражению Пастернака. Она объединила весь народ и всю поэзию советскую — от Ахматовой до Исаковского. Твардовский не забывал, что есть и люди, враждебные этому единству, предатели, изменники, есть люди недостойные его. В его «Балладе об отречении» есть тема дезертира, человека, который уклонился от общего долга и заслуживает самого сурового наказания. И грандиозность основного конфликта между Родиной и захватчиками, между жизнью и смертью показала, обнажила, укрепила исходные, коренные ценности родной жизни, создала особое повое пограничное состояние человека между жизнью и смертью — и особую напряженность, силу жизни в этом состоянии. «Когда пройдешь путем колонн... // Тогда поймешь, как сладок сои, // Как радостен ночлег», «Как хлеб хорош // И как хорош // Глоток воды сырой». «Как дорог дом, // Как отчий угол свят», «Как дорог друг, // Как дорог каждый свой». И вот новый конкретный пафос семьи и дома:
Живем, не по миру идем, Есть, что хранить, любить, Есть где-то, есть иль был наш дом А нет — так должен быть!
Из новой силы основных, исходных, коренных ценностей вырастают и самые высшие нравственные ценности жизни, «отвага, долг и честь». Борьба за жизнь, за ее простые начала — дом, семью, родную сторону — превращается и в борьбу за Добро против Зла. Вслед и рядом с этой поэмой — эпосом народной бытии — «Василием Теркиным» создается «Дом у дороги». Поэма семьи и дома. Но семья и дом проходят и через «Василия Теркина» — в разных формах, прямо или косвенно. Весь путь войны обозначается как «дорога к дому»: «. . .путь-дорога //. На родную сторону // Прямиком через войну». И в другом месте:
...Где б ни бил ты в огне передних линий — Идешь ты нынче к дому своему, Идешь с людьми в строю необозримом, — У каждого своя родная сторона, У каждого свой дом, свой сад любимый, А Родина у всех у нас одна.
Как и раньше, любое «свое», свой малый дом, не должны ни на минуту заслонять или отодвигать главный, общий дом, родину, которая у всех одна. И отсюда — беспощадное отречение родителей от сына-дезертира в «Балладе об отречении», и отсюда неоднократный мотив: отказ солдата хотя бы на время из-за соблазнов любой домашней жизни отойти от своего воинского долга. А с другой стороны, свой отчий угол движется с бойцом в самой войне. С удивительной силой Твардовский показывает способность коренного народного человека-труженика создавать себе дом в любой дороге, в любом «бездомном» фронтовом пути. «Разулся, ноги просушил, Согрелся на ночлеге, // И человеку дом тот мил, // Неведомый вовеки» («Ночлег», 1944). Даже в природе во время войны глаз поэта замечает теперь прежде всего те «дома», которые создает себе жизнь. Та ласточка в «Стихотворении неизвестного бойца» и в очерке «Ласточка». И та «правильная птица» - скворец в другом стихотворении, который и во время войны «в садике горелом... починяет домик свой». А ядро дома — семья, исходная человеческая общность, которую выявлял, воспевал Твардовский и на предыдущем отрезке своего пути, именно во время войны и в исходном смысле, и в новом, очень расширительном смысле усиливается и раскрывается с новой полнотой. Семья как опора и фронтовой всеобщности. Мать и сын. Отец и сын. Мать и дочь. Жена и муж. Брат. Семья как целое. Как нравственное начало. В самых разных вариантах, сочетаниях — это сквозные мотивы ряда стихотворений, очерков, обеих поэм. И путь домой через войну — это путь «к матерям и женам». Возникают и нового типа семейные связи. Например, полк, усыновивший мальчика. Расширяется самый смысл семьи. Семья — это все фронтовое братство. Семья — это вся страна, отец — это весь народ. Мать — это и вся Родина, Россия, она тоже именуется — «мать-старуха». И вся страна. И вся земля — «мать-земля».
|