На главную ׀ Фотогалерея ׀ Литературная премия ׀ Мемориальный комплекс ׀ О твардовском |
|||||||
Обновление поэтики |
|||||||
|
Сам Твардовский в «Автобиографии», говоря о переходе от своих ранних стихов к «Стране Муравии», писал: «Пристальное знакомство с образцами большой отечественной и мировой поэзии и прозы подарило мне еще такое «открытие», как законность условности в изображении действительности средствами искусства. Условность хотя бы фантастического сюжета, преувеличение и смещение деталей живого мира в художественном произведении перестали мне казаться пережиточными моментами искусства, противоречащими реализму изображения. А то, наблюденное и добытое из жизни мною лично, что я носил в душе, гнало меня к новой работе, к новым поискам». И преодоление чрезмерной прозаизации, и дальнейшее углубление в реальность действительности осуществились в лирике даже раньше, чем в поэме, как это видно, например, в стихотворении «Братья» и ряде других 1933—1934 годов. В большой поэтической форме это преодоление вполне четко наметилось и в незавершенной поэме «Мужичок горбатый», как это видно и по сохранившимся фрагментам. Но решающим скачком была действительно «Страна Муравия». И на этом скачке большую помощь оказало новое обращение к опыту Некрасова. У Некрасова в это время Твардовский учился искусству соединить разговорное и мелодическое начала, искусству превращать «снижение» в новое возвышение и соединять событийность, сюжетность (в поэтическом, а не прозаическом понимании сюжета) с лирической эмоциональной наполненностью. Это было и продолжение общей связи с некрасовской традицией. Народность и реализм Некрасова, внимание к конкретному народному человеку, демократизация литературного героя — все это связывало Твардовского с традицией Некрасова. Но с той коренной разницей, что у Твардовского не могло быть разрыва между личностью демократического интеллигента и низового трудового человека. Основным носителем душевного богатства, многообразия человеческой психологии становился сам массовый народный человек, прошедший через опыт революции к новой народной интеллигентности. И это создало основу поиска синтеза более смелой, даже подчас как бы разорванной ассоциативности сознания человека XX века с его особым чувством новизны, даже парадоксальности и катастрофизма исторического процесса, и чувства преемственности, поиска устойчивого целого. Отсюда и еще более далеко идущий, чем это было возможно во времена Некрасова, сдвиг к прозаизации стиха, использованию еще более последовательно опыта прозы, — и художественной, и деловой, и еще более смелые поиски поэзии самой этой прозы. Отсюда и кардинальное преодоление «литературности», и вместе с тем выработка нового поэтического языка, новой более синтетической интонации, нового более «объективного» лиризма, нового человеческого многоголосья в поэзии. Это выразилось и в дальнейшей разработке жанровых характеристик. Как и в предыдущем периоде, с точки зрения соотношений в стихе авторского «я» и вне авторской действительности, субъективного и объективного, выделялось четыре группы стихотворения. Первая — собственно сюжетно-повествовательная или очерковая, где авторское «я» целиком остается за сценой, выражается лишь образами людей и ситуаций, которые он изображает. Это — рассказы в стихах. К этой группе стихотворений принадлежат такие достижения, как «Гость», «Бабушка», «Хозяин», «Прошло пять лет», «Встреча», «Что он делал», «Прощание», «Ивушка», весь цикл о Даниле, «Ленин и печник». Стихи этого типа составляют около одной трети общего количества стихотворений и несколько более половины количества написанных в эти годы Твардовским строк. И в рамках этой группы стихотворений можно выделить более крупный повествовательный жанр — рассказы в стихах: «Рассказ председателя колхоза» (1935—160 строк), «Рассказ Матрены» (1937—140 строк), «Еще про Данилу» (1938 — 300 строк), «Про теленка» (1938—160 строк), «Ленин и печник» (1938—1940—164 строки). И жанр коротких повествовательных стихотворений, размером обычно от 30 до 70-ти строк, продолжавших жанр «Гостеприимства». Один из лучших и первых образцов этого жанра — «Гость» (1938 — 64 строки). К этому жанру относятся и лучшие стихи в цикле о Даниле. Большая часть стихов этой группы имеет центрального персонажа (например, «Рассказ председателя колхоза»), но чаще рассказ ведет или некий рассказчик, не совпадающий ни с автором, ни с персонажем-героем («Ленин и печник»), или просто «автор» («Гость» и мн. др.). Такие стихи, как «Прошло пять лет», «Сын», «Счастливая, одна из всех сестер», и другие несколько отличаются более акцентированным авторским голосом (в форме оценочных эпитетов, косвенной речи). Другая группа стихотворений — также сюжетно-повествовательные или дневниково-описательные стихи, но с более ясным активным присутствием, непосредственно высказывающимся лирическим «я» — чаще всего в форме обращения от имени этого «я» к главным персонажам или их судьбам. Из лучших стихов этих лет сюда относятся — «С одной красой пришла ты в мужний дом...», «Кто ж тебя знал, друг ты ласковый мой...». Некоторые из этих стихов тесно связаны с лирикой прямого высказывания о себе, споем, только, так сказать, без названия, таково стихотворение-обращение к матери ребенка «Ты робко его приподымешь». Но авторское «я» все же здесь остается неопределенным, может звучать и «как лирика другого человека». Третья группа — «лирика другого человека». Сюда относятся — «Катерина», «Невеста», «На свадьбе», «Соперники», «Погляжу, какой ты милый» и др. В качестве другого человека — лирического героя — здесь могут выступать и мужчина, и женщина, и целый коллектив людей — некие «мы» («Катерина»), люди разных профессий и положений, но всегда чем-то близкие автору по своей психологии, люди из народа и обычно представители конкретного дела. И, наконец, четвертая группа, в которой прямо выступает лирическое «я», и его высказывание составляет основную ткань стихотворения или, во всяком случае, играет в нем решающую роль. Высказывание или в форме комментария-добавления при описании, или рассказе (например, ряд стихов-воспоминаний и т. д.), или — реже — в форме прямого высказывания или размышления, не ограниченного какой-либо отдельной картиной или впечатлением. К этой группе вместе с пейзажной лирикой относится почти половина всех произведений Твардовского этого периода, не считая «Страны Муравии». Ряд важнейших ключевых стихотворений «Рожь отволновалась», «Братья», «Я иду и радуюсь...», «Кружились белые березки», «Путник», «Матери», «Мы на свете мало жили», «Сельское утро», «Звезды, звезды...», «Сын мой уснул...», «На хуторе Загорье», «Поездка в Загорье» и др. Соотношения объективного и субъективного в лирическом событии — переживании — размышлении и здесь сильно варьируют. Большей частью имеется четко определенный лирический сюжет: например, в «Братьях» — история семьи, ее судьбы, лирический рассказ с прямым высказыванием от имени лирического «я»; «На хуторе Загорье» и «Поездка в Загорье» — лирический отчет и очерк о своей поездке в родные места. В других стихотворениях какие-то картинки, описательные, бытовые или смешанные природно-бытовые, без прямого высказывания — «Сельское утро». В-третьих — некие малые, но по существу многозначительные, существенные микрособытия — переживания, моменты личной жизни (например, «Путник», «Я иду и радуюсь...»), стихотворения наиболее сосредоточенные непосредственно на самом себе, хотя и соотнесенные с отдельными ситуациями и деталями объективного мира. В самых повествовательных стихах проявлялось лирическое начало — спецификой лирической интонации и лирического времени. И в поэме «Страна Муравия» повествовательное начало тесно сплеталось с лирической окраской отдельных кусков и цепью непосредственных лирических высказываний — или прямо от автора, или через косвенную речь, сливающую голос автора и персонажа. Таким образом, во всех жанрах поэзии Твардовского этого периода мы имеем дальнейшее продолжение событийности, сюжетности классической русской реалистической лирики, но дополненное новыми лирическими возможностями, порожденными действительностью XX века, действительностью наших 30-х годов, а также личной судьбой Твардовского, стремлением сблизить разнопластовые и разномасштабные явления в едином лирическом событии, движении человека и его памяти. То «сопряжение далековатых идей», которое всегда было присуще поэзии, доходит в поэзии XX века до небывалого размаха дальнодействия и разноразмерности. Если у Блока поездка на рысаке превращалась в поездку над бездонным провалом в вечность, то у этого, более деловитого юноши 30-х годов, веточка двурогая сирени, которую он мимоходом подержал и обронил, также дальнодействует с огромными переживаниями о далеком, безвестном друге, о его смерти за славные дела и т. д. И соответственно дальше разрабатывается та новая структура лирического времени, первые контуры которой мы видели в «Докладе» и других стихах предыдущего периода. Времени многопланового, разного для разных персонажей и для лирического «я» и все же совмещенного в одном, однократном времени-высказывании. Так, в стихотворении «Песня» время обращения лирического «я» к матери, его настоящее время, удвоено совместным слушанием с матерью песни. А в этой песне, проигранной на пластинке, всплывает целый поток и одна конкретная ситуация давно прошедшего времени и переживается заново, как если бы она была сейчас. И затем наступает третье время, многозначительное молчание «старухи матери», заключающее стихотворение, — совместный безмолвный комментарий и лирического «я» и матери. А время, вспоминаемое матерью, включает дополнительное обращение к ней сына. Такие конструкции времени, как мы уже отмечали в первой главе, отсутствовали в лирике XIX века и даже в лирике Бунина и возникли только в лирике Мандельштама, но у Твардовского получают дополнительное развитие, за счет увеличения многоголосия самого времени и персонажей. Другой пример — возникновение мотива будущего воспоминания о своем настоящем в конце стихотворения «Ты робко его приподымешь», — о том, как мать будет вспоминать, как кормила своего ребенка, и вспоминать вместе с его дальнейшей жизнью, и все это в форме переживания-размышления сейчас, теперь лирического «я», его обращения к женщине — матери ребенка.
Перейти на страницу -> 2
|