|  | |||||||
| На главную ׀ Фотогалерея ׀ Литературная премия ׀ Мемориальный комплекс ׀ О твардовском | |||||||
| 
 
 
 
 
 | Первые шаги в литературе Впервые имя Твардовского увидело свет 15 февраля 1925 года. В газете “Смоленская деревня” была опубликована его заметка “Как происходят перевыборы кооперативов”. 19 июля эта же газета напечатала его первое стихотворение “Новая изба”. 
			
			В 
			последующие месяцы появилось еще несколько заметок, корреспонденции, 
			стихов Твардовского в различных газетах Смоленска; а в начале 1926 
			года, когда поэт специально приехал в этот город, чтобы 
			познакомиться с М. В. Исаковским, он снова публикует свои стихи в 
			газете “Рабочий путь”. Художник И. Фомичев рисует карандашный 
			портрет “селькора Александра Твардовского”, который напечатан на 
			одной газетной странице с его
			
			
			стихами. В апреле 1927 года смоленская газета “Юный товарищ” 
			помещает заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой его 
			стихов и фотографией - все это объединено общим заголовком 
			“Творческий путь Александра Твардовского”. А было Александру 17 лет.
			 Юноша переселился в Смоленск. Но в редакции “Рабочего пути” никакой штатной должности для Твардовского не нашлось. Предложили писать заметки в хронику, что, естественно, не гарантировало постоянного заработка. Но он согласился, хотя прекрасно понимал, что обрекает себя на полуголодное существование. 
			
			
			Летом 1929 года, когда многие сотрудники “Рабочего пути” ушли в 
			отпуск, Твардовского загрузили работой, посылая его с 
			корреспондентскими заданиями и районы. Прибавились заработки, 
			расширился круг знакомств, в том числе и литературных. Поэт 
			осмелился послать свои стихи в Москву, в редакцию журнала “Октябрь”. 
			И - о счастье! Михаил Светлов напечатал стихи девятнадцатилетнего 
			Твардовского. После этого события смоленские горизонты стали 
			казаться ему слишком узкими, и он устремился в столицу. Но 
			получилось примерно то же самое, что со Смоленском. Меня изредка 
			печатали, кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, 
			но зарабатывал я ненамного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, 
			койкам, слонялся по редакциям, и меня всё заметнее относило куда-то 
			в сторону от прямого и трудного пути настоящей учебы, настоящей 
			жизни. Зимой тридцатого года я вернулся в Смоленск...”, - так с 
			предельным лаконизмом рассказал поэт о своем пребывании в Москве 
			многие годы спустя.  В течение первого года обучения в институте он обязался сдать экзамены за среднюю школу по всем предметам и успешно с этим справился. “ Эти годы учебы и работы в Смоленске - писал впоследствии Твардовский, - навсегда отмечены для меня высоким душевным подъемом... Отрываясь от книг и учебы, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, вникал со страстью во все, что составляло собою новый, впервые складывающийся строй сельской жизни, писал статьи, корреспонденции и вел всякие записи, за каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном процессе становления колхозной жизни” (“Автобиография”). Начиная с 1929 года Твардовский стал писать по-новому, добиваясь предельной прозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал, хотелось писать “естественно, просто”, и он изгонял “всякий лиризм, проявление чувства”. Поэзия немедля отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях (“Яблоки”, “Стихи о всеобуче”) наряду с подлинно поэтическими стали появляться и такие, например, строчки: И сюда Ребят больших и малых Соберётся школьный коллектив. Впоследствии Твардовский понял, что это ошибочный путь, ибо то, что он ставил превыше всего - сюжетность, повествовательность стиха, конкретность, - выражалось у него на практике, как признал он в 1933 году, “в насыщении стихов прозаизмами, “разговорными интонациями” до того, что они переставали звучать как стихи и все в общем сливалось в серость, безобразность... в дальнейшем эти перегибы доходи подчас до абсолютной антихудожественности”. Долгий и трудный путь поисков пришлось пройти поэту, прежде чем он окончательно разуверился в жизненности полупрозаического стиха. Целое десятилетие бился он, как когда-то Некрасов, над решением мучительной задачи - “найти себя в себе самом”. Как и Некрасов, Твардовский прошел в молодости тернистый путь ученичества, подражания, временных успехов и горьких разочарований вплоть до отвращения к своим собственным писаниям, безрадостного и унизительного хождения по редакциям. Впоследствии он сам высказался об этом: “Некрасов был мне как-то лично близок, я знал его биографию, знал о его голодной юности и т. д. Я мечтал, что и я так же буду голодать, пробиваться, когда уеду со своими стихами из деревни; мечты эти, кстати сказать, впоследствии в достаточной мере осуществились, так как я и голодал, и безночлежничал и вообще мытарился порядочно. Но это между прочим. А я хочу сказать, что этот поэт был мне дорог еще и как личность, он был моим любимым героем” | ||||||