На главную ׀ Фотогалерея ׀ Литературная премия ׀ Мемориальный комплекс ׀ О твардовском |
|||||||
НАЧАЛО (1925-1927). "ЗАГОРЬЕВСКАЯ СТАДИЯ" |
|||||||
|
Эти годы можно считать «ранним Твардовским» в строгом смысле этого понятия, так как его тогдашние стихи в основном имели еще ученический характер, хотя уже пробивались ростки будущего Твардовского. В это время он жил в деревне, иногда выезжал в Смоленск — на селькоровские конференции, в конце 1927 года — на Первый губернский съезд пролетарских писателей. Возможно, в этом году он впервые побывал и в Москве. Твардовский не закончил девятилетку в Белом Холме из-за ее расформирования в 1925 году, а учиться в другой школе не было средств. Около трех месяцев в 1925 году работал (по устному сообщению К.Т.Твардовского) секретарем сельсовета, остальное время помогал по хозяйству, но все больше занимался стихами и селькоровской общественной работой. Содержание корреспонденции, очерков, рассказов Твардовского в эти годы тесно связано с повседневной конкретностью деревенской жизни, культурно-просветительской деятельностью; работа сельскохозяйственных кружков; повышение «квалификации девушек» (специальная заметка!); строительство и работа школ; распространение газет, книг (это тема первого «очерка»); успешный опыт посева корнеплодов, местная сельскохозяйственная выставка; работа сельсоветов; перевыборы кооперации, комитетов взаимопомощи; активность комсомольцев, их субботники и т. д. И стихи тесно связаны с этими «селькоровскими» мотивами. Характерно первое стихотворение в печати — «Новая изба». Стихотворение похоже на многие стихи начинающих поэтов того времени; но что-то от будущего Твардовского проглядывает в конкретности деталей (запах смолы), стремлении дать точное определение — не просто желтые степы, а «желтоватые». В следующем 1926 году последовали три стихотворения, также еще слабые, но с зародышем развитого впоследствии Твардовским жанра социально-психологического портрета в стихах. Это — «Селькор», «Селькорскос», «Селькорке». В этих еще наивных, примитивных строчках возникает уже образ человека — труженика, бойца, человека, желающего помочь людям, который проходит через все творчество Твардовского. И конкретные «очерковые» детали, и уже технически грамотный дольник, широко распространенный в тогдашней поэзии. Напомню, что селькоры в то время были важными фигурами новой деревни, что только в Смоленском уезде в 1926 году насчитывалось тысяча селькоров, их работа требовала подчас большого мужества и упорства. Почти одновременно возникает вторая тематическая линия — стихи о радости и напряженности крестьянского труда, ассоциирующегося и с красотой родной земледельческой природы — «Сенокосное» и «Урожай». «Урожай» Твардовский даже включил в первый том своего четырехтомника. В обоих стихотворениях изображен труд во всей его напряженности, фигурирует «пот» и в прямом смысле, как реальный пот косаря и «пропотевшей бабы», и метафорической пот «запотелых» овсов (утренняя роса сравнивается с каплями пота). И начинают появляться пластические детали: «желтогривые» овсы, колючее жнивье, блестящая коса, овсяной «говор», жаркий пот, темная крыша гумна, звяканье цепов... «отдыхающие» в скирдах снопы,— наряду с красивостями из есенинского арсенала. В стихотворении «Родное» опять изобразительные детали — запахи («тягучий запах конопли... пахнет залежью пеньки»), звуки. К «Родному» примыкает серия стихов, которую можно назвать «очерки деревенского быта» («Посиделки», «Как умерла гармошка» и др.). И в разных вариациях продолжаются тема и пафос «Новой избы» — противопоставление старого и нового в деревенской жизни (ср.: «Две избы», 1927; «Развалились старые саран», 1927). «Я хочу, чтобы пришел к Вам, // Поскорее гул машинный» («Я хочу...» — «Красноармейская правда», 1926, № 263, 13.XI, с. 3). Это была прямая перекличка со стихами тех лет Исаковского. Напомню, что в том же 1926 году появилась поэма П. Доронина —«Тракторный пахарь». И мотив трактора стал одним из отличительных знаков перспектив новой жизни в деревне. Прямолинейный пафос технического преобразования как стержень общего обновления у молодого Твардовского постоянно сопровождается пафосом роста благосостояния в противовес прежней бедности. Например, «О непокрытых крышах» (1926, ноябрь): «Взялась, взялась деревня обрастать, // На крышах хат все меньше дыр мохнатых. // — Ах, скоро, скоро будут нас встречать // Железом крытые, большие хаты». Но мечты о будущем не сопровождаются отрывом от реальности настоящего. Отсюда — «Глухая сторона» (конец декабря 1926), «Почта» и «В глуши» (1926—1928). II Твардовский находит первые типичные для него психологические «поведенческие» детали-метафоры: «Перебираю письма до конца, // Растерянно и нервно беспокоясь. // Так тяжело бывает встретить поезд, // Не отыскав знакомого лица». Это уже было непохоже на стихи, заполнявшие тогда литстраницы газет, и вообще на весь основной литературный поток поэзии деревни — ни связанный с Есениным, ни «антиесенинский»... Нечто общее чувствовалось только с Исаковским. В частности, с его более ранним (1925) стихотворением под тем же названием «В глуши». Исаковский также находит выразительные детали, окрашивая их специфическим «исаковским» юмором. Но Твардовский намечает более сложную характеристику человеческого поведения, настроения. В конфликте старого и нового шестнадцатилетний Твардовский иногда выходит за рамки собственной — и тысяч таких же молодых людей — прямолинейности. И в некоторых стихах появляется нотка жалости к уходящему старому. Вот — «Тихий дом» (1926, декабрь), «Суровый атеист» писал: Тихий дом в запущенном саду // С серыми ушами-ставнями... // Вот ушли и больше не придут // Жители его недавние. // Тихий попик, сивый и больной, // Выехал куда-то и не стало. // И теперь вместила шум иной // Тихая и маленькая зала». Или «В старом доме» (1927) с более сложным двухплановым построением. В брошенном бывшем барском старом доме «кто-то плачет, // Старый барин не иначе». Но якобы призрак сбежавшего от погрома бывшего барина оказывается бездомным «заблудшим псом», которого рассказчик от испуга застрелил. «Барин бедный», — говорит дальше семнадцатилетний юноша, деревенский комсомолец, конечно далекий от сочувствия убежавшим барам. Зато в другом стихотворении — «У барского дома» — ясно отмежевывается от этой жалости: «...Жалейте о прошлом, // Кто прошлого сын». В стихотворении «Отцу-богатею» (1927) возникает тема двух путей к зажиточной жизни, которая проходит через следующий период творчества Твардовского. Появляются и первые опыты собственно пейзажной лирики родных мест — «Весенние строчки» и «Родная картина»; включающие в себя и элементы «есенинской» метафоричности, и зародыши самобытного искусства реалистической детали, психологизма. Характерны и стихотворения о «конях», которые были тогда основой благополучия крестьянского хозяйства и в то же время одной из близких и, так сказать, наиболее поэтических фигур деревенской природы, жизни («Кони», «Рожь стоит в допоясном поклоне», 1927; и «Конь»,1927). Продолжалась и линия социальных портретов в стихах. Теперь в качестве героя выступает председатель сельсовета, характерный представитель новой деревни («Бывал в плену, отравлен газом», 1927). В том же году намечается и психологическое углубление этих стихов-портретов. В «Ночном стороже», в «Перевозчике» (см.: Собр. соч., т. 1, 1976) серии поведенческих деталей передают психологические состояния и судьбы людей, хотя и не намечают определенных индивидуальных характеров. Так же как в стихотворении о председателе сельсовета, возникают живые разговорные, как бы недоговоренные фразы, типичные и для будущего Твардовского. «И старость... Скоро, может быть, // Его никто не дозовется». И в обоих стихотворениях выражено столь характерное для Твардовского чувство особого внимания к рядовому человеку труда, к его внешне «бесследной» жизни, которая, однако, имеет свою поэзию. А в «Перевозчике» впервые возникает более широкая тема смысла и следа прожитого времени, жизни и тема человека, кончающего жизнь, — у 17-летнего поэта! В 1927 году возникли и темы, которые можно отнести к любовной лирике. Однако они представлены невыразительными образцами «лирики другого человека» («Невеста», «Девичье»). И даже в стихотворении «Любимой М. Радьковой» только первое четверостишие что-то говорит о самой любви, причем и в этом любовном объяснении упоминается любовь к матери как высшая форма любви. А первой лирической удачей стали два одноименных стихотворения: «Матери» («Я помню осиновый хутор и детство...») и «Матери («Было время —забавляла цацей...»)» В обоих слышен прямой голос лирического «я», в обоих имеются точные автобиографические реалии, и оба начинают историю того образа русской матери-крестьянки и материнской любви, который затем проходит через все творчество Твардовского. И эта тема связана с другой сквозной темой Твардовского — поэзией воспоминания, памяти, в свою очередь неотделимой от поэзии родных мест, истоков человека и его целостности, связи времен, связи поколений. Тема памяти раскрывается в определенном движении лирического сюжета. В первом стихотворении — воспоминания о том, как каждое утро мать пасла корову вместо мальчика. И с какой зоркостью уже подмечает юноша-поэт те детали, которые косвенно характеризуют человеческие отношения! «Мальчик спал, улыбаясь, с сухим армяком и головах». Сухим! Эпитет дополнительно выявляет любовную заботливость матери, благодаря которой сынишка, вместо того чтобы пасти коров, спит или дома, или в каком-то защищенном от росы уголке. Во втором стихотворении мотивы памяти связываются с мотивом будущего расставания с деревней, мечтой о московской жизни, причем эта будущая жизнь дана через цепь деталей истории материнского подарка, а заключительные строчки подчеркивают устойчивость, постоянство на всю жизнь исходного чувства и перекличку образа матери с обликом родной природы — отсюда заключительное сравнение матери с «русскою березкою в лесу». ... Вот так начиналось превращение загорьевского мальчика в поэта, и в течение трех лет уже стал намечаться его контур. Подлинный Твардовский еще был впереди. Много было еще наивно описательного или декларативного, ученического. Можно говорить о некотором влиянии Кольцова, Никитина, Некрасова, иногда — очень косвенно и редко Маяковского, в двух-трех стихотворениях— Есенина. В широком смысле именно в этом периоде проявилось влияние Исаковского. Но, в общем, поражает даже в самых слабых стихах именно отсутствие определенных литературных источников, конкретность контакта с действительностью в её реальной новизне и зародыши ряда основных мотивов будущего Твардовского.
|