На главную ׀ Фотогалерея ׀ Литературная премия ׀ Мемориальный комплекс ׀ О твардовском

Обновление поэтики

Биография

Загорье

История рода

Автобиография

Детство поэта

Первые шаги в литературе

Письма родным

Литературные взгляды

Редактор "Нового мира"

 

Поэмы

 

Творчество

Отсюда и новая поэтика памяти, также наметившаяся в предыдущем периоде. Память совмещает разновременные пласты, вплоть до воспоминания о будущем и воспоминания в будущем о настоящем. Но мало того, находит сейчас в настоящем — в настоящем лирического «я» некоторые материальные детали или приметы самого процесса этого совмещения разных пластов времени, на­пример, прошедшего в настоящем. Вспомним ту оставшуюся от заброшенного хутора печку, ее трубу... Или:

И первый шум листвы еще неполной,

И след зеленый по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

Всего приурочены у Твардовского, с одной стороны, к наиболее напевным по интонации стихам, с другой, некоторым наиболее непринужденно-разговорным. Кон­кретные ритмические группы внутри метрических еще более ясно связаны с интонационно-тематическими группами. Например, выделяется разговорно-мелодиче­ский тип хорея цикла стихов о Даниле и «Ивушке» — тип ритмической структуры, получившей продолжение в «Василии Теркине» и ряде других стихотворений воен­ного времени.

Общая тенденция к мелодизации проявилась в даль­нейшем развитии систем повторов, лейтмотивов, парал­лелизмов. Например, в «Ивушке» разговорная интона­ция сочетается с трехкратным повтором в «речи» Ивушки: «А за печку мой ответ: // Без ремонта двадцать лет». Широко развиты и разнообразные повторы внутри и в начале строк — типа анафор, подхватов, внутренних рифм и ассонансов. Например, в стихотворении «Кто ж тебя знал...» пятикратное начало строк словами «Толь­ко всего», дважды — обращение «Кто ж тебя знал», три­жды— «знать» и т. д. И несмотря на разговорную лекси­ку, синтаксис, стихотворение становится отчетливо, даже настойчиво, щемяще певучим. Точно так же характерно сочетание самой традиционной строфической схемы — замкнутых четверостиший с перекрестной рифмовкой, с возникающими на определенных смысловых, интона­ционных узлах хода стихотворения двустишиями с па­раллельной рифмовкой и другими, более сложными ти­пами строф, например, пяти- и шестистрочных, с разно­образными чередованиями рифм. В основном это те же схемы, которые выявились уже в стихах 1928—1929 го­дов, но Твардовский пользуется ими теперь с еще большим разнообразием вариаций и большим искусством. В общей системе рифмовки также проявилась тенденция к более строгой организованности, и отсюда — резкое сокращение процентного содержания неточных рифм. По подсчетам М. Гаспарова (в его докладе на совеща­нии «Твардовский, Исаковский, Рыленков», Смоленск, 1978), в лирике 1935—1938 годов неточных мужских 3 процента против 22 процентов в «Пути к социализму», неточных женских — 32 процента против 39 процентов.

В целом по сравнению с поэтикой предыдущего пе­риода:

а) увеличивается богатство конкретных пове­денческих и других бесценных подробностей, их сочетаний с обобщенными, укрупненными формулировками;

б) происходит дальнейшее психологическое углубление и в индивидуальное, и в совместное коллективное переживание;

в) дальнейшее развитие синтетических напевно-разговорных и других сложноразговорных (реже с ораторскими элементами) интонаций и, в общем, явно усиливается напевное, музыкальное начало;

г) дальнейшая разработка искусства психологического контекста и отбора максимально точных деталей-определений психо­логии и поведения.

 

 ***

Поэзия Твардовского 1933—1930 годов на фоне советской поэзии этих лет выделяется и своими индивиду­альными особенностями и группой признаков общих с несколькими другими поэтами вполне сложившейся в эти годы «смоленской школы». «Школа» была пред­ставлена, кроме Исаковского и Твардовского, прежде всего Рыленковым, затем Дворецким, Фиксиным, отча­сти Курдовым, Лютовой, с середины 30-х также Гриба­чевым. Главным общим был тот пафос новой конкрет­ности, новой стадии развития нашей действительности, общества, человека, о котором говорилось в первой главе этой книги. И отсюда стремление создать, разработать новые типы «сюжетных» и «портретных» стихотворений, «лирики другого человека», синтеза разговорной, напевной и, отчасти, ораторской интонации на базе конкретной языковой стихии. Вместе с тем ясно определились индивидуальные отличия.

В стихах Исаковского, а с середины 30-х годов от­части также Рыленкова особенное развитие получило стремление к синтезу мелодического, напевного и разговорно-бытового начала с преобладанием напевного. У некоторых представителей «смоленской школы» были особенно развиты элементы производственно-профессио­нального портрета (Дм. Дворецкий), у других — стихо­творного очерка. Основные тенденции «смоленской шко­лы» выразились и в общем потоке стихов, печатавшихся в журнале «Наступление» и других местных изданиях. С другой стороны, другие участники «смоленской шко­лы» не проходили такой стадии предельной прозаизации, как Твардовский, и некоторые из них относились к этой стадии отрицательно. В частности, Рыленков на всех этапах своего развития стремился сохранить единство раз­говорного и напевного начала, и его отношение к «литературности» было другим, чем у Твардовского. И, кроме того, у Рыленкова большую роль играла любовная и пейзажная лирика. Его развитие было теснее связано с литературными влияниями. Но это органически совме­щалось в нем с крепкими крестьянскими корнями, с тем же, как у Твардовского, у Исаковского, чувством родной местности, почвы, коренного трудового человека.

За пределами Смоленска также наметилась литера­турная линия, близкая «смоленской школе». Наиболее близкой по основным признакам поэтики была талантли­вая поэма или, точнее, своеобразный рассказ в стихах Николая Дементьева «Мать» (1933), которая и сразу же после своего появления, и позже высоко оценивалась и самим Твардовским. В «Матери» проявился и «некра­совский» принцип соединения бытовой конкретности, разговорной интонации и внутренней мелодичности стиха. Сближались с Твардовским и тема преемственности и разрыва поколений, старого и нового; и пафос душев­ного богатства, красоты коллективного переживания трудовых людей, соприкоснувшихся с судьбой и этой ма­тери, и своего начальника, с ними кровно связанного; тема новой человеческой общности; и особенно тема мать — сын и тема близости жизни и смерти в самой полноте жизни, проявления в столкновении со смертью че­ловеческой общности. И общее сочетание в этой поэме многоголосой разговорности, слияния «мы» и отдельных людей, в это «мы» входящих, и основной душевной по­этической мелодии. Но образы людей в поэме Дементье­ва все же гораздо более суммарны, конкретные подроб­ности не играют такой роли, — не говоря уже об отличии недеревенской темы и облика главного персонажа от главных персонажей — героев поэзии Твардовского.

Итак, с одной стороны, была группа поэтов в Смо­ленске и за его пределами, во многом очень близких Твардовскому, а с другой стороны, и наиболее близкие были чем-то не близкими, и в каком-то отношении он был уникальным явлением. Прежде всего отличали его от всех углубленный психологизм, новое чувство време­ни и памяти, новая многослойность поэтического созна­ния. Вместе с тем и Твардовский, и вся «смоленская школа» не были чем-то обособленным от основного потока советской поэзии тех лет; есть множество перекличек Твардовского с поэтами, очень от него как будто дале­кими.

Прежде всего отметим контраст и параллелизм с эво­люцией Заболоцкого в это же время. Заболоцкий также создавал нового типа сюжетно-повествовательную лири­ку; также разрабатывал новые принципы темы и поэтики памяти, времени, жизни и смерти; также искал новый синтез разговорности и музыкальности поэтического слова, классического и современного в поэзии, хотя у За­болоцкого этот синтез и гораздо большей степени вклю­чал в себя музыкально-ораторское, подчас «одическое» начало. И также к этому новому повороту Заболоцкий пришел, пройдя стадию предельной прозаизации и нели­тературности.

Некоторые общие тематические и жанровые тенденции, например, тенденции к созданию стихотворных портретов, «обнаженных биографий» (выражение Рыленкова), проблематика обновления человеческих чувств, преемственности и разрыва поколений и времен; пробле­матика соединения многоголосья «мы» и отдельного че­ловека; разработка новых интонаций; соединение разных форм бытийной конкретности, разговорной, ораторской или соединение эпического и лирического начал — все это в разных фор­мах проявлялось и в творчестве Багрицкого, Тихонова, Луговского, Бориса Корнилова, Павла Васильева, Ярослава Смелякова, отчасти даже у Светлова и др. В «де­ревенской» тематике Бориса Корнилова имеются и более прямые тематические переклич­ки и жанровые параллели с Твардовским, переклички и с тематикой жизни и смерти, памяти, родных и дальних мест. Но еще более развились, определились и особенности всей «смоленской школы», и творческой личности Твардовского, наметившиеся к 1929 году, обогащенные новыми достижениями углубления психологической конкретности и синтетической многоголосной интонации, включающей и более мелодическое начало.

В 1934 году Твардовский был принят в члены Союза писателей и избран в число делегатов от Западной области на Первый Всесоюзный съезд советских писате­лей. Одновременно в 1932 году поступил в Смоленский педагогический институт, успешно сдав, уже в институте, и экзамены за курс средней школы.

Учение совмещалось с исключительно интенсивной творческой работой. Однако, несмотря на эти сдвиги и отчасти именно в связи с ними, возобновились и даже усилились нападки на него группы местных рапповцев. И прекратились только в 1936 году после явного успеха «Страны Муравии» и переезда Твардовского в Москву. И все же было и другое, главное: сознание творческой зрелости, найденности пути. Семья. Друзья. Поездки в де­ревни, новые жизненные впечатления. После переезда и Москву в 1936 году поэт поступил и МИФЛИ и успеш­но окончил его в 1939 году. В 1938 году вступил в партию. В 1939 году был награжден орденом Ленина за выдающиеся литературные заслуги, а в 1941 получил Государственную премию второй степени за «Страну Муравию». Начался период общего признания критикой и общественностью, новых поисков, которые дали «Ленина и печника».

 

Перейти на страницу -> 1