На главную ׀ Фотогалерея ׀ Литературная премия ׀ Мемориальный комплекс ׀ О твардовском

ПОЭМА "ВСТУПЛЕНИЕ"

Биография

Загорье

История рода

Автобиография

Детство поэта

Первые шаги в литературе

Письма родным

Литературные взгляды

Редактор "Нового мира"

 

Поэмы

 

Творчество

Первая поэма Твардовского им самим и всеми исследователями его творчества оценивалась как совершенно слабый, неудачный опыт. Однако иначе оценивал ее Эду­ард Багрицкий. Критикой она была сначала почти не замечена, а затем оценивалась очень противоречиво. Сейчас эта поэма действительно всеми воспринимается еще как первый опыт. Но во многом удачный. Поэма написана в апреле — августе 1930 года воистину по горячему следу первого года массовой коллективизации. И эта оперативность совмещается с небывалой для поэ­зии о деревне тех лет конкретностью и многопланово­стью.

Внешнее движение, фабула поэмы предельно просты: несколько эпизодов жизни только что организованного колхоза — от подготовки весеннего сева (эпизод, в котором колхозники хотят разобрать ссыпанный в общую кучу первый колхозный семенной овес) до первой уборки коллективного урожая и проводов председателя, пере­брошенного в другой колхоз. И в конце коллективное «слово» колхоза о войне, о готовности защищать социа­лизм и строить его. Эпизоды внутренней жизни колхоза сопоставлены с историей жизни соседнего кулака Ермака Кулагина и ее кульминацией — сценой конфискации его имущества, в том числе сельскохозяйственных машин, которые тут же передаются колхозу. Внутри другого эпи­зода вставлен лирический рассказ женщины-колхозницы об одном из случаев ее прежней, еще дореволюционной жизни. А с другой стороны, в ходе освоения колхозной жизни у тех самых колхозников, которые только что со­бирались разобрать по домам коллективный семенной овес, возникает мысль о совсем новом будущем обще­колхозном деле — строительстве плотины на местном ручье, создании колхозного пруда-озера. Этот мотив вновь возникает в очерке «Озеро» (1932) и в стихотво­рении «Новое озеро» (1934). Так сопоставлены три пла­ста времени. Хроникальная структура осложнена нерав­номерностью хода поэтического времени, его разрывами. Сюжет связан не с какой-то неповторимой личной судьбой, а с судьбой именно колхоза как коллективного ге­роя, его первого становления как новой человеческой целостности. В ходе поэмы происходит как бы зароды­шевое выделение отдельных личностей. Но сначала это только имена без лиц: «Люди без шапок // Идут посмотреть овес // В ночную позднюю пору. // Василии Алек­сеевичи, // Иваны какие-нибудь Митрофановичи, // Гри­гории, там, Андреевичи, // Григории, скажем, Иванови­чи // И все остальные граждане // Спят в одиночку, // Каждый в своем углу». Их собирательность подчеркнута коллективной «поведенческой деталью»: все идут без шапок. Почему без шапок? На первый взгляд непонятная или лишняя подробность. Но она показывает внутреннюю неуверенность, даже боязливость назревшего желания и его напряженность, общность. Много выразительных де­талей найдено и в четвертом эпизоде первой части — описа­нии норного тракторного выезда. Например, «обходят лю­ди трактор, // Точно нагруженный воз». Сравнение вскрывает и типичное для крестьянина поведение — об­ходить нагруженный воз, и типичное для этих первых колхозников поведение, которые первый трактор обходят осторожно. Выразительна и деталь — сравнение в заключительных строчках сцены: «Интернационал, // Интерна­ционал! Здесь пели // Точно в первый раз на этом свете».

Есть и зародыши индивидуализации, хотя строго со­циологически обусловленной. Например, в изображении кулака Кулагина.

 

Советскую власть уважая,

Газеты читал,

Украинские урожаи

Свои собирал.

Как веточку с ягодкой ранней,

Жене дорогой,

Он колос носил на собранья

Породистый свой.

Бывало, сидит на крылечке,

Покончив дела.

Мечтает: если бы речка

Вблизи текла.

Краса! Водопой и купанье,

И рыба в обед.

Придумывал речке названье

Несколько лет.

И был человек доволен

Декретами круглый год.

Ходил у него на воле

Премированный скот.

 

Но при всей конкретности многих деталей в целом путь колхозников показан упрощенно — все оказывается благополучным в течение одного неполного земледель­ческого года, хотя на горизонте еще маячат те единоличники, которых этот первый успех не вполне убедил… И все же в ряде кусков поэмы выступает и неприкрашенная реальность. Колхозники ходят за Михайловым «как малые дети», но не раз мучительно обдумывают возможности выхода из колхоза. И толкают их к этому реальные факты, правдиво воспроизведенные поэмой.

В поэме достигло максимума стремление к «прозаизации» стиха. И сам Твардовский цитировал в «Автобио­графии» начало «Вступления» к ней («В одной из ком­нат бывшего барского дома» и т. д.) как пример прозаизации и сравнивал с ездой со спущенными вожжами. Эта прозаизация, как и в 1929 году, не была единичным явлением в поэзии. Например, Н. Дементьев в рассказе в стихах «Город» (1931—1932) еще более прозаизиро­вал: «Вместо того, чтобы пасти овец и впроголодь питаться кислым сыром и салом, // Вы будете работать у машин и есть вкусные обеды из трех блюд» и т. п.

Твардовский выделялся не степенью прозаизации стиха, а иным ее типом: связью с деревенской языковой стихией, богатством «поведенческих» деталей. Своей си­стемой звуковой организации и разного рода синтаксических и смысловых параллелизмов, перекличек, повторяющихся мотивов  (например, повторяющийся исходный мотив «биографии» Кулагина: «Сидел человек на усадьбе»). Повторяющиеся элементы обычно сочетаются с но­выми, мотивы превращаются в лейтмотивы, с вариациями и дополнительными мотивами (например, ступенчатое нарастание мотива создания запруды-озера). Характер­но также повторение отдельных ключевых слов-скреп (как и в «Зеленом городе»). Аналогичная система про­слеживается и в ритмике поэмы, в ее дольнике — близ­ким к дольнику других стихов этого года.

Таким образом, точнее говорить не о «спущенных вожжах», а о поиске нового типа «вожжей» — в смысле новой поэтической структуры самого ультраразговорного прозаизированного потока стихотворной речи, поиска с преувеличением и неудачами, но и действительными зародышами новой поэтики, развитой последующими произведениями. Дальнейший ход наиболее ясно наметился в эпизоде с тракторным выездом, который сам Твардовский, начиная с 1931 года, в переработанном виде включал во все последующие собрания своих сти­хов, хотя больше не возвращался к остальному тексту поэмы.

 

Назад