На главную ׀ Фотогалерея ׀ Литературная премия ׀ Мемориальный комплекс ׀ О твардовском |
|||||||
1930-1932. Лирика |
|||||||
|
Эти годы творчества Твардовского ознаменовались дальнейшим развитием той поэтической системы, которая наметилась в 1929 году, появлением первых поэм («Путь к социализму», 1930, и «Вступление», 1932), повести («Дневник председателя колхоза», 1932); максимальным развитием повествовательных жанров. Лирика представлена главным образом разными повествовательно-лирическими стихотворениями и «лирикой другого человека», в которых лиризм как бы более далек от самого себя, но тем не менее это был поиск новых его форм. Такая «потеря лиризма» характерна для поэзии этих лет, за малыми исключениями; Пастернак писал С. Спасскому 29 сентября 1930 года: «Лирика теперь редкость... ни общего языка, ни чего бы то ни было другого современная жизнь лирику не подсказывает. Она его только терпит, он как-то экстерриториален в ней». Однако сам Пастернак как раз в 1930 - 1931 годах создал свой сборник лирики «Второе рождение», который знаменовал собой и второе рождение художественных принципов его лирики. Речь шла не об исчезновении лирики, а об ее видоизменении, о создании новых ее возможностей, но действительно путем временного насыщения «нелирическими» элементами. Именно в начале 1930 года происходит предсмертный взлет лирики Маяковского («Во весь голос»); явление новой лирики Багрицкого, Тихонова, Луговского. Созревание и бурный подъем лирики П. Васильева, философская сюжетно-сказочная лирика Заболоцкого 1930—1932 годов. Продолжение поисков Николая Дементьева, Цвелева; появление с 1931 года стихов Смелякова. В лирике Твардовского этот переход сопровождался дальнейшим углублением психологизма и поисками соответствующих интонаций. Выделяются три группы наиболее ценных стихотворений. Первая — три психологических и «портретных» лирических рассказа 1930 года — «Новый работник», «Зеленый город», «Одна зима». Во всех трех характерны углубленная разработка «лирики другого человека» психологии отношений «городских» персонажей; стремление вскрыть и глубинный, контрастно-подводный ход поэтического сюжета (как в «Докладе»); дальнейшая разработка более гибких и многосоставных разговорных интонаций, разнообразной ритмики (с самобытным типом дольников), строфики. Другая группа стихотворений — две эпиграммы. Вот первая, в которой Твардовский выступал, может быть, в соавторстве с кем-то:
Мы приехали в колхоз, Не увидели там слез. Не поймите нас превратно, И уехали обратно. Вторая эпиграмма заведомо принадлежит только Твардовскому. И никакого траура Ни нынче, ни вчера. Ура. Ура. Ура. Ура. Ура. Ура. Ура.
Обе эпиграммы направлены против бездумного бодрячества, краснословия (вспомним стихотворение «Друг мой вовремя уехал»). II показывают, вслед за «Докладом», «Гостеприимством», «Зеленым городом», «Одной зимой», как далек был тогдашний Твардовский от тех представлений о нем, как бездумном оптимисте, чуть ли не лакировщике, которые часто встречаются в литературе о поэзии Твардовского 30-х годов. И эпиграммы выделяются как настоящие маленькие, емкие, сжатые сатирические стихотворения. Третья группа — после паузы в течение 1931 и большей частью 1932 года, занятой в основном поэмами и прозой, — два маленьких стихотворения 1932 года «Снег стает, отойдет земля» и «Как море, темнеет озимь» — первые образцы прекрасного лирического пейзажа Твардовского. Их поэтика уже сильно отличается от поэтики стихов и поэм 1929—1931 годов — преодолением «прозаизации» и повествовательности, внутренней динамичностью движения самой природы и ее восприятия. Во втором стихотворении выявлены специфическое чувство времени, в котором мгновенное настоящее содержит в себе и непосредственный переход в будущее, и принцип «земледельческого» пейзажа.
|