На главную ׀ Фотогалерея ׀ Литературная премия ׀ Мемориальный комплекс ׀ О твардовском

Общие замечания

Биография

Загорье

История рода

Автобиография

Детство поэта

Первые шаги в литературе

Письма родным

Литературные взгляды

Редактор "Нового мира"

 

Поэмы

 

Творчество

 

Сложность и вместе с тем малая изученность этого периода, недооцененность его значения для всего пути Твардовского заставляет уделить ему здесь гораздо большее внимание, чем во всех предыдущих работах о Твардовском. Сам он, с одной стороны, подчеркнул в «Автобиографии» исключительное значение этого периода. А с другой стороны, писал, что « со «Страны Муравии»,  встретившей одобрительный прием у читателей и критики, я начинаю счет своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора». Эти слова делают честь требовательности к себе Твардовского и справед­ливы в том отношении, что «Страна Муравия» действительно была первым его большим художественным достижением в крупном повествовательно-поэтическом жанре и первым произведением, которое принесло ему успех, признание и резко изменило дальнейший ход его жизни. И соответственно во всей обширной литературе о Твардовском после середины 30-х годов (за исключением автора этой книги) все его творчество до «Страны Муравии» оценивается как ученичество, в лучшем случае подготовительные поиски, «зерна». Но тем не менее Твардовский во всех своих собраниях публиковал и более ранние стихотворения, а в своем пятитомнике — очень строго отобранном — десять стихотворений 1926—1932 годов, из них восемь— 1920—1929 годов. Перечитывая многие ранние стихи Твардовского, особенно начиная с 1928 года, можно лишь пора­жаться, как стремительно быстро нашел собственный путь этот выходец из глухого деревенского угла. Но при любой оценке художественного качества стихов раннего Твардовского необходим максимально детальный анализ этого периода, так как именно ранние стадии формирования Твардовского имели особое, — большее, чем обычно, — значение.

Прежде всего поражает исключительная напряженность его работы в этот период. Даже по количественным показателям. По 1934 год - 322 публикации, только за два года с 1928 - 1929 — 112, за три года 1928 - 1930 — 180. Печатался Твардовский главным образом в местных, смоленских, изданиях, но также и в других провинциальных, а с 1929 года — в московских. Некоторые стихотворения и отрывки из поэм, позже и некоторые очерки печа­тались в разных изданиях по два, три, четыре раза. Поражает и разнообразие жанров. С начала 1925 года — газетные корреспонденции, с 1925 года — стихи, с 1930 года — поэмы, с 1927 года — очерки и рассказы в газетах, с 1930 года — в журналах и сборниках. В 1932 году — первая (и последняя) повесть. В 1930 году — пьесы, корреспонденции, которыми он в дальнейшем не занимался. С 1928 года — публицистические статьи. С 1930 года — переводы. Интересно количественное соотношение публикаций различных родов и жанров. В 1925—1926 годах еще резко преобладают селькоровские заметки — 30 из 39 публикаций, остальные — 8 стихотворений и один рассказ. В 1927 году уже более 75 процентов публикаций составляют стихи, в последую­щие годы — в среднем более 85, в некоторые годы — более 90 процентов. И только в 1931 —1932 годах, в силу сочетания обстоятельств и сосредоточенной работы, процент прозаических публикаций составляет около сорока.

Наметился и основной круг тем, мотивов. В общем, резко преобладала деревенская тематика. Но, начиная с 1927 года, Твардовский ею уже не ограничивается. И появляются разнообразные мотивы городской жизни, быта других слоев общества и мотивы еще более общего характера. Выделяются ключевые мотивы всей поэзии Твардовского — «дома» (начиная со стихотворения «Новая изба» и продолжаясь рядом стихотворений о новых и старых «избах» и «домах»), «дороги», «новоселья». И очень рано также лирика семьи, особенно ряд стихов о матери, начиная с 1927 года; стихи о стариках, дедах, отцах, братьях, о женщине как жене и домохозяйке, реже о девушках. И только одно собственно любовное стихотворение, с прямым объяснением в любви от автора и даже указанием адресата («Любимой М.Радьковой», 1927, ноябрь), притом очень слабое. Все эти темы сопряжены с дополнительными мотивами, отражающими конкрет­ность жизни, быта того времени: конфликты старого и нового в деревне, отцов и детей в разных вариантах, в стихах и прозе; стремление к новой зажиточной жизни, пути к ней, включая такие детали, как воспевание кресть­янской лошади или даже стихотворение о фосфоритных удобрениях. Множество тем культурного роста деревни— в корреспонденциях, очерках, стихах. Некоторые стихи-портреты или зародыши портретов новых типов деревенских людей — стихи о селькорах, стихи о председателях сельсовета, позже — стихи и очерки о колхозниках и колхозных руководителях и т. д. Ряд стихотворений, очерков, поэм, инсценировок, отражающих, с разной степенью обобщенности, социальные отношения в деревне, классовую борьбу, начало коллективизации, ликвидацию кулачества и т. д. Появляются также и первые стихотворения на вечные темы — жизнь и смерть, прошлое и настоящее, мечты о будущем и реальность и т. д.