Макаренков Владимир Викторович
В свет вышла новая книга известного смоленского поэта Владимира Макаренкова «Земли касается душа». Своими впечатлениями делится заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор СмолГУ Вадим Соломонович БАЕВСКИЙ.
В новой книге Макаренкова есть стихотворение, которое начинается афоризмом: Все, что поэтично, В жизни - единично. Мысль неожиданная, глубоко верная и весьма обязывающая. Выходит, все повторения, перепевы, пересказы, подражания в стихах - это не поэзия. Сразу отсекается вся бесконечная графомания, часто полуграмотная и агрессивная. Но как же быть с вечными темами, которыми живет мировая поэзия на протяжении тысячелетий? Здесь на первом месте любовь. Дальше - идиллия, верность родному дому, семье, природе, труду. В противоположность этому странствия, чужие земли, чужие нравы тоже становятся предметом поэзии со времен «Одиссеи». Углубление в себя, в свои отношения с Богом, с миром, с другими людьми, близкими и далекими, с самим собой. Наконец, вечная тема поэзии - поэзия. Как же это совместить? Предметы поэзии единичны - и к ним обращаются все новые и новые поколения поэтов? А есть поэты, которые настоятельно работают главным образом на чужом материале. И среди таких поэтов встречаем классиков нашей литературы: Крылова, Жуковского. «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого, и все, однако, мое», - сказал Жуковский. Этот вопрос ставит перед нами и новая книга стихов Макаренкова, вобравшая в себя лучшее, написанное им за последние годы. Его темы как раз традиционны - а стихи поэтичны. Потому что в поэзии вопрос «как?» важнее вопроса «что?». Это мысль еще одного классика - Тургенева. Поэт умеет в хорошо известном, многократно описанном увидеть новое, ранее никем не виданное. Привычное остраннить. Сделать его непривычным, странным. О любви можно написать так: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Это Пушкин. И так: Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему. Это Пастернак. И так: В доме тихо, в доме пусто, Грусть в узорах на ковре. Без тебя всегда мне грустно, Как собаке в конуре. Ты жена мне, не невеста, Но годам всем вопреки, Как ударит дверь подъезда, Я уж слушаю шаги. И готов я встать на лапки, И в глазах ищу вопрос, И несу поспешно тапки, Как послушный верный пес.
А это Макаренков. О самой традиционной теме мировой поэзии он сумел сказать по-своему искренне, убедительно, с юмором. Подобные параллели можно было бы привести и в других темах. Покажем своеобразие поэта в надежде, что читатель сам увлечется и задумается над книгой Макаренкова. Стихотворение начинается строкой:
Мой сослуживец побывал в Чечне. А кончается так: А мы ведем пустяшный разговор, Из темы в тему входим без прелюдий. Неловко нам спросить его в упор, Как выживают там и гибнут люди? Вполне традиционная тема: писали о войне в Чечне и Пушкин, и Лермонтов, и Лев Толстой; а уж в последние двадцать лет пишут не переставая. А Макаренков нашел свои собственные слова. Неловко расспрашивать человека оттуда. За этим единственным словом встает понимание того, что там невыразимо тяжело, что касаться этого здесь - почти кощунственно. Там люди выживают и гибнут - всего два слова обозначают два полюса судьбы. А вот наша повседневная жизнь. То, о чем говорит Макаренков, не единично, а повторяется на каждом шагу. К тому же оно такое привычное, что его перестаешь замечать. А стихотворение извлекает поэзию из гримасы быта: Шел, не думал ни о чем, Выбирая путь. Кто-то смог задеть плечом, Кто-то - оттолкнуть. Влез в наполненный трамвай. Там мне сапоги Отдавили невзначай Чьи-то каблуки. Сбили шапку на глаза. Выпалили срам. Земляки, за что, ведь зла Я не сделал вам?! Любовь к родной земле - тоже одна из вечных тем поэзии. Она бывает разной, эта любовь. Лев Толстой писал о стыдливом патриотизме, который не кичится, а сострадает. Размышляя о русском народе, Макаренков прямо говорит: Народ великий мой. И тут же выражает свою особенную любовь. Нет-нет, не твой я милый! Ты не моя Печаль. Обиженных и сирых, И спившихся мне жаль! Не выслуживших чина, Не покоривших даль... О том моя кручина, О том моя печаль. Можно пафосно воспевать покорение космоса, богатые урожаи и сибирские стройки. А можно иначе. Стихотворение Макаренкова неподражаемое от первой до последней мысли, от первой до последней строчки. И вместе с тем в традициях великой русской литературы «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, «Униженных и оскорбленных» Достоевского, в тра-дициях-Блока.-Да-да, Блока. Потому что он был поэт не только Прекрасной Дамы и Незнакомки. Писал он и вовсе горькие стихи. Начало Первой мировой войны он встретил таким стихотворением: Грешить бесстыдно, беспробудно, Счет потерять ночам и дням, И с головой от хмеля трудной, Пройти сторонкой в Божий храм. Кладя в тарелку грошик медный, Три, да еще семь раз подряд Поцеловать столетний, бедный И зацелованный оклад. А воротясь домой, обмерить На тот же грош кого-нибудь, И пса голодного от двери, Икнув, ногою отпихнуть. И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне... Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Со стихотворением Макаренкова «Печаль всея Руси» чувствами и мыслью связано другое стихотворение. Оно без названия. Мама умерла в плохой больнице. Так вернула Родина долги. Пенсионный рай отцу не снится, Тем живет, что чинит сапоги. Спросите меня, а где поддержка Сына, что при деле, жив и цел? Сам я нищ, я - пушечная пешка, Горемыка русский офицер. Я не знаю, что сказал бы Пушкин, Но имею честь и не солгу: Больно мне, что я родился русским! Жить я без России не могу! Конечно, автор знает, что сказал Пушкин. Потому-то его и вспоминает. Напомню слова великого классика и читателю. Когда его стесняли, ставили в невыносимые условия, лишавшие его возможности писать, Николай I и Бенкендорф, Пушкин негодовал: «Чорт догадал меня родиться в России с душою и талантом!» А в споре с Чаадаевым по поводу его «Философического письма» Пушкин утверждал (они переписывались по-французски; привожу перевод): «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». В мыслях разумного человека господствует логическая последовательность. А чувства всегда противоречивы. Это закон. Поэт строит свои стихи на столкновении противоречий. Именно из них и возникает искусство слова. В том числе искусство слова, которым владеет Владимир Макаренков. Так же уверенно владеет он стихотворной техникой. В метрике, ритмике, строфике он продолжает классическую традицию. А вот рифму он ищет новую, неожиданную. Когда-то в русской поэзии рифма могла быть только точной. Отклонения были редки. Постепенно поэты стали искать рифмы приблизительные, неточные, да еще оригинальные - такие, каких до них не было. Вот этой современной техникой самой разнообразной рифмы, привлекающей и останавливающей внимание читателя, владеет Макаренков. Он рифмует углях - джунглях, всех - парсек, долго - долга. Здесь необходимо остановиться. В рифме стоят слова, почти точно совпадающие по звучанию и написанию. Но они принадлежат к разным частям речи: одно - наречие, другое - имя существительное: Когда меня не станет на земле, Хочу, чтоб не печалилась ты долго, И память не терзала чувством долга, Выискивая образ мой во мгле. Вместе с уникальной рифмой запоминается и мысль поэта, соединяющая смерть и жизнь, жизнью преодолевающая смерть. Так, как написана большая часть стихотворений этой книги, можно писать только в минуты вдохновения. Вдохновенная книга.
«Смоленская газета», №24 (265), 30.03.2007; «Под часами», №6, 2007; Александр АГЕЕВ
С солнцем в сердце
Книга «Земли касается душа - итог девятилетней работы поэта Владимира Макаренкова. С первых строк замечаешь, как он умело, ненавязчиво пользуется средствами звуковой организации стиха. Чаще всего употребимы «звуковые скрепы» (термин Е. Невзглядовой) двух-трёх слов: «веет ветхостью», «отстукивал текстовку», «беззаботны обезьяны», «вдоль речки с рачевнями». Таким образом проявляется важный поэтический приём парономазии - смыслового сопоставления близких по звучанию слов. Гораздо реже аллитерация охватывает целую стихотворную строчку. Изредка мелькают красивые ассонансы - инструментовка стиха на гласных звуках: «Млечности сельских огней». Макаренков не боится выбирать подчеркнуто простые, даже приблизительные рифмы, как крайность назову «вижу – слышу», «родной – прямой». Для чего? Во-первых, он сознательно отделяет себя от поэтов-«рафинэ»: «Салонное стихотворенье – Плод долгих поисковых мук». Действительно, трудно после, например, Д. Минаева, написавшего: «Зазвонил к обедне колокол, / Кот в то время молоко лакал» создать что-нибудь этакое... Во-вторых, не рифмой единой держится стихотворение. К тому же В. Макаренков идёт в русле поисков современных поэтов, подбирающих свежие рифмы среди неточных: Ах, неожиданная рифма И знак метафоры под ритм Вас отыскать - не труд Сизифа, - Перелопатить лабиринт. А метафорам поэта, которые для него тоже не самоцель, не перегружают стиховую ткань, можно позавидовать. «За окном слепящий ножик / Точит темнота...» - это о молнии. Дождь для Макаренкова – «водные гусли», древесная кора – «ствольная кожа», земля – «небесное дно». Такие находки обновляют стих, остранняя его. Не исключено, что название своей теории остраннения В.Б. Шкловский позаимствовал в поэзии - у своего старшего современника Александра Блока, создавшего яркий образ: Случайно на ноже карманном Найдешь пылинку дальних стран – И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман. В принципе, остраннение можно понимать расширительно: это новизна в организации любого уровня текста - от звукового строя до темы и идеи. Лишь на лексическом и синтаксическом уровне попытки остраннить мир и стих у Макаренкова единичны. Укажем новообразование «листопаденье» и двустишие «И поэтому кружится голова / На недобрые и добрые слова», в котором по правилам русской речи предлог «на» следовало бы заменить предлогом «от». Но именно из-за таких речевых неправильностей (естественно, не только и не столько поэтому) Борис Пастернак, приобретал свое поэтическое лицо. Не чужды они и другим выдающимся поэтам. Однако главные поиски и достижения автора лежат в области создания поэтического образа. Образная система В. Макаренкова пронизана свежестью, новизной восприятия мира. Именно она придаёт обаяние его поэзии: И солнышко белой заплаткой На синем брезенте небес Засветится, как под палаткой, Поставленной наспех на лес. Бич нашей современной поэзии – плоскомыслие. Что нового можно, казалось бы, сказать о том, как наши российские мужики разговоры разговаривают? Макаренков находит: «Жгут разговор у костра». А вот о баньке да посиделках после нее: «Ой ты, русский всеспасительнейший дар - / Набирать да выпускать горячий пар!» Солнце, огонь в печи, «в сумерках звезда», свет в окошке, «волшебное огниво» для поэта символы жизни. Они присутствуют почти во всех стихотворениях сборника. И присутствуют ярко. «Солнце фонтанит» - так до Макаренкова, кажется, никто не смог сказать. Нет света – и Серое небо, серый асфальт, Серые улицы, серые дни. Осени серой вовсе не жаль. Жаль этой бедной серой страны. Несколько отвлечемся. Во времена Блока о конкретных «мерзостях жизни» писали все газеты и все поэты, в том числе и пролетарские. Кого из них, кроме Саши Чёрного, мы помним? А блоковские характеристики той поры: «Страшный мир! Он для сердца тесен...», «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» - незабываемы. Создать обобщенный образ страны, эпохи - высшее, чего может достигнуть поэт. Макаренкову такое удается: Эпоха глобального потепления. А морозы настоящие. Крещенские. Россия уткнулась в воротник городов. Но холод шаловливо донимает через пустые рукава деревень. Судьба России, чувство родного дома, трепетное отношение ко всему живому, доброта в людских взаимоотношениях - главное в мироощущении Макаренкова. Прослеживается связь его творчества с плодотворным для нашей поэзии направлением «тихой лирики», берущей начало с 60-х годов прошлого века: Этот город деревянный на реке, Словно палец безымянный на руке. …………………………………… Деревянное Отечество стоит. (Олег Чухонцев) Почерневший дощатый забор. А за ним появляются, глаз веселя, чей-то беленький дом, чей-то синенький дым, чьи-то пряменькие тополя. (Леонид Козырь) Я не знаю, я не знаю, Почему я вспоминаю Эту старую избу, Немудреную резьбу. (Владимир Макаренков) Это лишь одна пунктирная связующая нить. А их много.
Альманах «Под часами» №6, 2007 Юрий КЕКШИН Но жизнь моя у той черты…
«Нет у тебя, человек, ничего, кроме души!» Пифагор Самосский
Мои слова могут показаться циничными, кощунственными и просто нескромными, но я верю сейчас, как никогда, в окончательную гибель русской поэзии. Мутная пена модерна, неизлечимо зараженная «синдромом Кандинского», докатилась и смертельно поразила русское духовное пространство. Можно согласиться со словами лауреата Нобелевской премии поэта Иосифа Бродского, которые сказал он неспроста, не по своей воле – издали, наблюдая за своей Родиной: «Империи рождают литературу, а демократии – макулатуру», хотя, конечно же, он имел в виду не слом советской империи, а некий более страшный и глубинный процесс распада человеческих душ в эпоху смутных перемен. Но главная причина, скорее всего, не только в этом. Самых лучших, самых искренних и великих поэтов России, каковыми были и остаются Пушкин, Блок, Пастернак, Твардовский и многие другие, заслужившие в прошлые века уважение, любовь народа и небес, отличало святое трепетное отношение к Слову и великий каторжный труд над ним. Для абсолютного большинства ныне пишущих, считающих себя в душе и любящих непозволительно часто публично называть себя поэтами, стихотворцев Слово перестало быть святым, они используют его, как инструмент своего тщеславия и поверхностного нетяжелого труда над рифмой в утренние, дневные и вечерние часы досуга. На современном уродливом толкучем базаре литературы почти не осталось места настоящим художникам Слова. Нерукотворный памятник русской поэзии стоит сейчас в пустыне духовного одичания и невежества. Ох, как трудно найти и прочитать у кого-нибудь из пишущих современников чистую талантливую строку, не говоря уже о стихотворении и, тем паче, поэтическом сборнике! И поэтому чудесным и радостным открытием для меня явилась книга смоленского поэта Владимира Макаренкова «Земли касается душа», увидевшая свет летом 2006 года. Вернее, не открытием, а ослепительным откровением. Я и ранее был знаком с его творчеством и меня всегда поражал его удивительно тонкий поэтический слух, явление нечастое даже у маститых поэтов. Но знакомство это было выборочным, стихотворения его, которые я читал в альманахах, антологиях и на страницах газет, были написаны им в прошлые давние и недавние годы. В эту же поэтическую книгу вошли стихотворения, написанные Владимиром Макаренковым, в последние год-два после довольно длительного творческого молчания. Было бы банально и неправильно назвать мне этот творческий изданный труд Владимира просто удачей. Есть нечто большее на страницах книги, а именно – Поэзия. Настоящая, русская, светлая и горькая. И несомненное мастерство. Как тут не согласиться с мнением известного филолога и литературоведа В.С. Баевского, высоко оценившего уровень поэзии Владимира Макаренкова (*). Мистически и тревожно звучит название книги. Я позволю себе процитировать несколько строк из стихотворения «Языческое», на мой взгляд, одно из самых лучших и сокровенных произведений поэта, наиболее полно и драматично раскрывающее его внутренний мир: Не узнаю знакомых мест. Кругом – сраженные деревья, Как древнерусские поверья В лучах, образовавших крест. Какая дерзкая рука, Упав космическою тенью На эту сказочную землю, Перекроила все века!? ………………………… Стою, в агонии дрожа. Глотаю на прощанье слезы. И веткой сломанной березы Земли касается душа. Душа человеческая, касаясь любви или ненависти, правды или лжи, памяти или забвения, неба или земли, всегда испытывает боль. Мир Владимира Макаренкова – русский мир и душа его болевыми нитями прочно связана с этим миром. Его поэзия своими многомерными крыльями соединяет в единую гармонию и высоту небес, и глубинную темень земли, и туманное полузабытое прошлое, и ненадежное будущее. Его стихи больны светлой великорусской грустью, которая, увы, навсегда исчезает из распадающейся души России. Он – из последних. Таковых называли и называют певцами тихой лирики. На мой взгляд, нет ни тихой лирики, ни громкой, как нет «осетрины второй свежести», есть истинная лирика. Владимир Макаренков – певец истинной лирики, умирающей лирики. «Чиркает о серу мглы» его душа и освещает рожденными в ней светлыми откровениями весь наш мир, стоящий на краю бездны, но пока еще ликом ко Вселенной: …Но жизнь моя у той черты, Когда слова любви бесслёзны: Для белых парусов мечты Срубаю мачтовые сосны. Трудная мечта поэта: …В безбрежность синего пространства Пошире расцарапать щель… И тут же разгадка этой трудности: …Я к современности приколот, Как бабочка к стене иглой… Попытка вырваться из объятий действительности через мучительно узкие врата творчества к разгадке тайны гармонии – им самим выбранный и утвержденный его сердцем путь. И, пусть этот путь неведом и непонятен другим, но: …И все, что было светлого со мной, Оплачено сполна в небесной кассе, Уложено для жизни неземной. Хоть завтра отправляйся восвояси. Поэт понял и уяснил главное: высший вершитель и судья его творчества, его поэзии – небеса. Только им дано единственное право дарить бессмертие или обрекать на забвение. Предвижу возражение: а народная любовь, народная память? А не наши ли души частичка этих самых небес? И разве мало примеров, когда произведения настоящих писателей и поэтов, прошедших сквозь земной ад и забвение, непостижимым образом до сих пор сияют «лучами света во мгле». Их рукописи «не сгорели» - небеса так решили. Но небеса строги и объективны, выдавая пропуск в бессмертие. Один звук, одна интонация лжи, малодушия и лицемерия при работе над Словом – кощунство для них. Познал эту истину неба и Макаренков: «Пока слова в душе не перебродят, / Не выпускаю их на суд людей…». Добавлю от себя: а, значит, и на суд небесный. И, как точно, как сильно, как верно: «Удары сердца мерно выкуют глагол…»! И не только удары сердца, но и невыразимо мучительный труд души, и «…Судьбы надрезанная вена…» Нервные искренние вершинные строки поэт в своей книге посвятил памяти ушедшей за край этого света матери. Прекрасны, чисты и свежи его стихи о Родине и о Роде – отце, жене, детях. Владимир Макаренков угадал свой Божий промысел. В технике стихосложения, в образности он – Мастер. В мироощущении, сердцем – Поэт. Конечно, не все его стихи в книге равноценны, но книга наполнена, и очень, веществом по имени Поэзия. И, зная его не понаслышке, а близко, верю, не сомневаясь, что ждут его новые творческие удачи!
* В.С.
Баевский, Поэзия из гримасы быта / Рабочий путь. , № 187 (24933),
Смоленск, 29.08.2006;
|