Сергей Капитанов
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕНМИР И ЧЕЛОВЕК.
Если звонит по телефону Сергей Иванович Капитанов, то я безошибочно могу предположить, что он раздобыл какую-то старинную книгу или написал новое стихотворение: — Хотите, прочту. Только что из-под пера. Мне всегда интересно беседовать с этим человеком» беззаветно и бескорыстно влюблённым в поэзию и в книгу. И когда он читает строки, уносящие меня во времена Катулла или Горация, то я вспоминаю свои университетские годы и в памяти звучат стихи на латинском языке, который мы прилежно учили, а потом ... забыли. Древняя литература обычно остаётся учебным предметом, который изучают, чтобы нечто вразумительное ответить на экзамене, а потом заняться чем-то другим. Лишь немногие сохраняют устойчивый интерес к миру древних. По своей основной специальности Сергей Капитанов — инженер-строитель. Но я его считаю гуманитарием чистейшей воды. Литература и культура в самом широком смысле этого слова стали неотъемлемой составляющей его духовного мира, где есть место и мудрости Корана, и библейским заповедям, и строкам Хайяма, и клинописям древнего Вавилона,.. и религиозным гимнам Древнего Египта, и многому другому. Но он основательно знакомые поэзией XIX — XX веков. Любители литературы, видимо, помнят его блестящие статьи, посвящённые творчеству Ф.И.Тютчева и М.Ю.Лермонтова. Кстати сказать, он перевёл на русский язык стихи этих поэтов, написанные по-французски (они включены в данный сборник). Конечно, освоение духовного наследия, оставленного нам людьми минувших эпох — непременное условие нормального интеллектуального развития всякого культурного человека. О духовной преемственности говорит, например, Иван Бунин в таких строках:
Я человек: как бог, я обречён Познать тоску всех стран и всех времён.
Книга Сергея Капитанова, о которой я веду речь, доносит до сегодняшнего человека голоса, страсти, муки и радости людей иных времён. Поэт силой своего таланта и воображения приближает к нам другие эпохи, отделённые от сегодняшнего дня не столетиями, а даже тысячелетиями, И мы убеждаемся, что древние близки нам по своим добрым чувствам и по порокам. Не так уж и изменился человек за долгие века. Недаром родились такие строки в стихотворении об Иисусе:
Но мир не стал мудрей и чище С тех двухтысячелетних пор.
Всё так же люди рвутся к власти, тянутся к богатству, готовы к компромиссам ради своего благополучия. В стихотворении о Джордано Бруно выражено мнение тогдашнего обывателя: «Есть власть Власти знают, кого казнить. «Сколько раз такие слова срывались с уст наших современников. Путешествия в мир древних, изучение старинных рукописей и Вавилонских клинописей нужны Сергею Ивановичу не для удовлетворения своей любознательности. Он, как связист, налаживает связь с минувшим, выявляя неразделимое движение человеческой цивилизации, единство вселенского духовного мира. Приверженность к письменности — древней и нынешней — не сделала поэта человеком книжным, потому что подучил он суровую житейскую закалку и познал современную действительность со всеми её светлыми и тёмными сторонами. Органичное соединение гуманитарной культуры е глубоким знанием жизненных реалий позволили выработать тот своеобразный художественный стиль, который, оставаясь вполне современным, вбирает эстетический опыт близкого и далёкого прошлого. И не только эстетический, но и нравственный. Это вечные и простые истины, проверенные жизнью многих поколений: живи среди людей и будь человеком, совершай добрые дела, постарайся осуществить свои замыслы, помни о смерти, но не зацикливайся на этом. Обычно о знаниях говорят, имея в виду науку. Но настоящая поэзия по-своему содержательна и расширяет круг чувств и мыслей, а если в основе стихов лежит высокая общемировая культура, то читатель почерпнёт немало сведений из истории, из литературы и т.д. Именно такой разноплановой содержательностью обладает сборник Сергея Каштанова. Среди вошедших в книгу произведений я особо отметил такие, как «Легенду о динозавре», «Лилит и Ева», «Год 1492», «Казнь Джордано Бруно», «Тосклива зимняя пора», «Как низко к зеркалу пруда», «Как щедро август расточал дары», «День поэзии на Брянщине», «Всегда созиданье — конкретно», «Мастер Гордеев», «Плач Изиды по Озирису», «Раб и господин» и другие. Поэт обладает завидной наблюдательностью и способностью об увиденном сказать свежо, необычно:
Но как обнажена осиротелость покинутого птичьего гнезда!
О чём бы ни писал Сергей Иванович — о галактиках, о троянской войне, о мастерстве и добросовестности строителя — он никогда не упускает из виду человека, его душу, поэтому стихи его неизменно согреты сердечным теплом. Размышляя о нашем времени, о своей стране, которую он назвал «ирреальной, странной», поэт отдаёт свою душевную приязнь человеку труда, человеку благородному и порядочному. Я хочу в подтверждение полностью привести его стихотворение, которое очень люблю:
«О подвигах, о доблести, о славе» не размышляй. Живи, как все живут в задёрганной реформами державе. Кому он нужен вдохновенный труд! Ты по возможности старайся тоже словчить без лишних действий и словес. Не хочешь? Или, может быть, не можешь? Ну что же — существуй. Как человек.
Каждая строка этой замечательной и необычной книги призывает быть в ладу со своей совестью, служить добру, как и подобает жить человеку среди людей,
Ю.Пашков, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии им. А.Т. Твардовского. ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Содержание
Французские стихотворения русских поэтов
Знамения
«Это только напоминание для миров! Сколько знамений на небе и на земле, Мимо которых проходят и от них отворачиваются.»
Коран. Сура 12. Пальмирская эпитафия 189 года н. э.
«И возвратится прах в землю, чем он и был».. Ветхий завет. Книга Экклезиаста. Глава 12.
Да, я Хайран. И сын Хайрана. Лишь солнце над пустыней рано лучи вперило в небосклон, я — мальчик выбежал из дома и вглядывался долго-долго в движенье воинских колонн.
Шел римский легион походом к границам Парфии. Повозки. Верблюды. Мерный стук шагов легионеров и пыль. и пыль над всем клубится. и блеск серебряных орлов.
Я вырос. Стал писцом легата. Я прожил знатным и богатым, молился множеству богов во всех пределах Ойкумены. Любил. Совершал торговли-меры И обращал врагов в рабов.
Теперь я мертв. Теперь я камень. И уст моих умолкнул пламень, и взор потух. А Ярибол все так же всходит над пустыней, и так же ночью камень стынет, и так же в мире кровь и боль, и так же люди к власти рвутся, и ненавидят, и смеются, лгут, любят и богатства чтят. И только мудрым откровенье, что бренно сущее мгновенье. На всем лежит богов печать!
И все вы! Все вы в играх уйдете, и в пресыщенье не найдете услад — ни раб, ни господин. Умрете каясь, иль не каясь. И то, что вбито в этот камень, сказал Хайран. Хайрана сын.
1994 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 1998 г. стр. 46-50.
(диптих)
«Мальчики играют в легкой мгле Сотни тысяч лет они играют: Умирали царства на земле — Детство никогда не умирает.»
В. А. Луговской. Россия. ХХ век.
Мальчик строил дом на берегу из песка и из прибрежной гальки, и волна тот дом смывала в гавань на своем бегу. Царских кораблей маячил строй, уходило войско к стенам Трои. Мальчику кричала нянька строго: — Телемак! Домой! Мальчику отца ждать двадцать лет, а отцу — под стенами сражаться десять лет и десять — возвращаться к берегам родным. Слепой поэт через пять столетий сложит песни об его скитаньях. Трои пепел по ветру развеет бот Эол. Камни забреет богиня Гея. Будущим векам уйдет легенда да забытый холм.
По закону вечному игры мальчик строил дом у океана, что волну катал, как окаянный, без медуз, дельфинов и без рыб. Здесь цветы на суше не цвели, не было лесов, не пели птицы. Люди нарождались и росли для того, чтоб в Космос устремиться. К звездам уходил последний флот умирающей планеты Геи. Солнце стало тусклым, слабо грело и в размерах медленно росло. Мальчика окликнули. Он встал, посмотрел на бронзовые скалы и, вздохнув по взрослому устало, к люкам звездолета побежал, недостроенный оставив дом…
1995 г.
Публикации: «Годы» № 2 за 1998 г. стр. 46-50.
Он брел к заливу той тропой где предки миллионы лет брели гуськом на водопой и лапы ставили. След в след. Был мерен ход тяжелых лап, трехкамерного сердца стук. Все той же ночи полумгла. Но он остановился вдруг, как от огня. Терялся след, и на траве, и на земле лежал невиданный им снег, белея в смутной полумгле. Он странно лапы жег, мерцал, он был холоден и мокр! И дикий ужас обуял его тупой звериный мозг, и сердце лопнуло — он пал и умер сразу. Ветер выл и по тропе к заливу гнал ошметья листьев и травы. Кончался древний Мезозой. Уже кроит планеты лик Грядущей жизни мощный зов. Лантею — суперматерии упрямо рвет на шесть частей, И долго, долго до людей.
1995 г.
Публикации: «Годы» № 2 за 1998 г. стр. 46-50.
Была когда-то Атлантида — обетованная страна. Да чем-то Небо отвратила в глубокой древности она. Небесной карою сверкнула над ней возмездия звезда — и Атлантида утонула в пучине. За ночь. Навсегда И горы, и леса, и реки, и пашни, и луга ее, и города, и человеки — все кануло в небытиё. Ни строчки книги, ни обломка… Возможно, умные потомки в далеком будущем, когда наш сумасшедший век ужмется до малых контуров амебы под микроскопом, скажут: — Да. Была страна — союз свободных и нерушимый. Видно, Бога союз тот крепко прогневил, что лопнул за ночь. А пытались весь мир учить. И что осталось? А может вовсе он не был. Легенда это.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 1998 г. стр. 46-50.
1995 г.
— Забудьте о безумце Герострате! Он храм богини из тщеславья сжег! И проклинайте! Вечно проклинайте его, кто красоту порушить мог! — глашатаи Эллады возглашали везде, день изо дня, из года в год. Невольно честолюбца прославляли, невольно обессмертили его. Забыты многих имена и лики, и в мире, как реальность ни суди, нет Фидиев. Не слышно и Периклов. И только Геростратов — пруд пруди.
Публикации: 1. «Годы» № 4 за 1998 г. стр. 60-63.
1995 г.
эллин Диоген, хотя не знал Экклесиаста, но понял человечью алчность как суету, тщету и тлен.
И Александр, сын богов, пришед к нему в зените славы, вдруг ощутил бессилье власти — и отступился от него.
1997 г.
Публикации:
Данайские дары не принимать и деревянного коня не трогать увещевала страстно граждан Трои Кассандра. Ей никто не стал внимать. И зря! Не стало Трои…
Публикации:
1995 г.
«Лилит (ночная) — первая жена Адама». Из ветхозаветных апокрифов.
1
Из персти девственной Земли на день шестой создал Господь Адама плоть и плоть Лилит и душим вдохнул во плоть. Лилит, отмечена умом, всей инфернальностью красот, взяла Адама в оборот велев в Эдеме строить дом для жизни, счастья и любви, суть мирозданья постигать и Богу всуе не взывать — самим вершить дела свои.
2
Господь в то время занят был делами Космоса. И вот на Землю как-то взор вперил — а там Адам бревно несет. Бог удивился и спросил: — Ты что там делаешь, Адам? Зачем ты кедр срубил, Адам? Зачем срубил и чем срубил? — Я строю дом чтоб делать жизнь с Лилит. Срубил же топором. Вздохнул Господь: — Адам, ложись. Ложись и поставляй ребро.
3
Так осчастливит лик Земли определить ее судьбу явилась Ева. Но с Лилит она, как с Библией гроссбух. Хоть простодушною была, но по созданью в первый час на дерево добра и зла свой бабий положила глаз. А дальше: искуситель-змей, запрет порушен, в гневе Бог, изгнанье. Наконец итог, что рай теперь не для людей.
4
А где Лилит? А что Лилит? Одна легенда говорит, что хитрый искуситель-змей и первый дьявол Асмодей — одно лицо. Они сошлись, друг другу по сердцу пришлись. Вся нечисть тверди и воды той дьявольской любви плоды. Другая — что Лилит ушла в эфиры. И не умерла. Бесплотная блуждает там и привиденьем по ночам в нагой красе приходит к нам, потомкам Евы.
2000 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 2001 г. стр. 47-51.
Что человеку от того, что он в трудах под солнцем бьется? Любовь и ненависть его — все в памяти людской сотрется.
Живые знают, что умрут, а мертвые мертвы навечно. Все суета: и пот, и труд, и только время бесконечно.
Меняет дерево листву. Уходит род, чтоб жить другому. И хуже умершему льву, чем псу здоровому, живому.
Воспринимай, как Божий дар, круг бытия, доступный людям и жизни радуйся. Всегда так в мире было, есть и будет.
2001 г.
Публикации:
спаситель мира, был человек. Отнюдь не Бог. Не все вперед предвидеть мог и проникать в людские мысли. Он тем велик, что дал любви завет и праздник воскресенья, ложь, зависть, ненависть и мщенье не заповедал для живых. И сколько их, живых, прошло от заповедей и голгофы! Но испокон добро в загоне, а в жизни зло рождает зло.
2002 г.
в мир исповедовать добро. Но раб греха Иуда предал учителя за серебро.
Правитель был умен, народу сказав: — Не вижу в нем вины и отпущу. Греху в угоду кричат: — Распни его! Распни!
Но мир не стал мудрей и чище с тех двутысячелетних пор, как умер на кресте Учитель и взял предателя позор осины сук. Все так же люди, вражды и зависти полны, духовность ненавидят люто. И снова крик: — Распни! Распни!
1995 г.
Публикации: 1. «Годы» № 4 за 1998 г. стр. 60-63.
из града в град, из веси в весь, и человечеству оставил слова, значимые поднесь.
Несть эллина несть иудея — все перед Господом равны. Все суета — и власть, и деньги. Лишь верой люди жить должны.
Опередившие эпоху, как правило, досадны ей. Как правило, венец им — плаха и равнодушие людей.
2002 г.
Первоапостол старец Иоанн, свидетель слова и страстей Господних, еще был жив в Эфесе. Все он помнил. Есть Рим. Там кесарь вроде бы Траян.
Иерусалим в развалинах лежит. Ни алтаря, ни храма. И до Бога длиннее, чем до смертного порога. А он, свидетель, медлит и молчит.
Все тлен в веках. Но Дух — не тлен в веках. Не тлен в веках деяния Христовы. Пора писать. И старая рука ведет строку. — В начале было Слово...
2001 г.
Публикации:
На дальнем севере она горит, звезда — пять звездных пядей от Ковша. Приходит время — на нее летит мирская отгрешившая душа, как мотылек. Людские праотцы на алтарях ей возливали кровь, и первые безумцы–храбрецы по ней сверяли курс своих челнов.
Давно рассыпались те алтари. Род приходил и уходил во тьму, и только память генная ему, да в сколах камня. А звезда горит и льет мерцающий, бесстрастный свет на цепь холмов и на простор долин сквозь череду эпох, веков и лет. И что ей суета сует земли.
2001 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 2001 год, стр. 5.
Аллаху, Господу миров, хвала! Он милосерд. Таким он и пребудет. Он в судный день царь и тебе и людям. Знай, человек, в мирах един Аллах. Заблудшим знаменья его везде: на небесах, на водах и на суше. Молись лицом Каабе. Следуй сурам. Пророков чти. И помни судный день. Как заповедал Магомет-пророк, в тот день тебя помирит Бог с врагами и восстановит дружбу между вами, Он всемогущ и добр, господь миров.
2001 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 2001 год, стр. 5.
Хазары. Что теперь от них? Всего лишь имя, да легенды. Кому они отдали гены свирепых воинов степных? Где их язык? В ком крови ток? Никто не знал, да и не знает. А ведь держали под пятой степь от Итиля до Дуная. Завет — закон, а сабля — власть. Но возмужал славянский север: пришел язычник Святослав и в дым, и в пепел их рассеял. Ни зданий, ни могил, ни книг. Кто б знал спустя тысячелетье, что жил такой народ на свете, их Пушкин не упомяни.
1998 г.
Публикации:
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» Библия. Ветхий завет. Бытие. Глава 4.
Усохла и Смядынь-река под пасмурным смоленским небом, где кровь зарезанного Глеба впиталась в желтизну песка.
Как жажда властвовать сильна! Ни сна не щадит, ни брата. Но неуемная, она всегда проклятием чревата.
1999 г.
Публикации:
Плыли три утлых каравеллы. И сто безумцев-моряков ловили парусами ветер, глазами — кромки берегов на западе. В Европе слабо, но брезжил возрожденья свет. Восток склонился под исламом. И открывался Новый свет. Московия объединялась. Надолго за Стеной затих Китай. Норвегия лишалась последних викингов своих. А человечество не знало, что путь из вечной дремы дней ему Судьба приоткрывала в мир техники и скоростей.
2002 г.
Публикации: 1. «Смоленская газета» № 25 за 2003 год, стр. 11.
По римской Площади Цветов ведут упрямого ноланца. Поют монахи Богу славу, и льется звон колоколов.
Зевая, утренний народ стоит, глазеет, рассуждает: — Есть Бог. есть власти. Власти знают, кого казнить. И казни ждет.
А что народу? Для него — глазам дай зрелищ, хлеба брюху. — Кого казнят? — Джордано Бруно. — Ишь еретик. В костер его!
2002 г.
Публикации: 1. «Смоленская газета» № 3 за 2002 год, стр. 8.
«Когда народы распри позабыв»… А. С. Пушкин. Россия. XIX век.
а с нею ненависть людская, и будущность придет такая: живи — не надо умирать!
1998 г.
Публикации:
Круговорот
«Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.»
Библия. Ветхий Завет. Книга Экклезиаста.
Безлюдье. Дальний волчий вой. Дымок жилья издалека, как благо божие. Я твой заложник, Север. И завет для всех моих грядущих дней твоей звезды Полярной свет, сполохов зарево над ней.
2001 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82.
Подножие весны. Еще растут сугробов глыбы, еще лениво дремлют рыбы во тьмах озерной глубины, но день прибавился. И снег под солнцем в полдень розовеет, а ближе к вечеру синеет и источает тонкий свет. Над лесом средь морозной мглы ночь медный шар луны катает, и тусклый луч ее ласкает оледенелые стволы. Внизу, в сплетениях корней, земля упрямо силы копит, что мощно двинут соки в корни, в стволы и дале до ветвей. Природу-мать благословляй за то, что не приемлет тленья, и это чудо воскресенья как божбе благо принимай — И новый мир, и новый свет, побегов новых зарожденье, любовь людей, детей рожденье. В том жизни суть — застоя нет.
1996 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 1999 г. стр. 53-56.
«Полюбил бы я зиму Да обуза тяжка…» И. Ф. Анненский. Россия. ХХ век.
как оттепель пригонит ветер. Темнеет мокрая кора дерев. Нахохленные вербы вдоль водоемов, как бомжи. По льду гуляет верховодка. И мужики на льду за водкой клянут и клев, и жен, и жизнь. И тает все, и нет тепла, и сырость душу пригнетает, и время тягостно мотает минуты в час, и тяжела вся эта ноша бытия, как снег, набрякший и холодный что глухо плюхает на воду и тонет в черных полыньях. И мгла. И маета души, что хоть элегии пиши.
1996 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 1999 г. стр. 53-56.
опять дал дорогу новой весне. Мир еще лежит в полусне, но тепла уж недолго ждать.
Все зайдет на круги своя: гон звериных любовных игр, зыбкость ранних листьев и игл, ток пернатых, рокот ручья, рыбьи терки. дрожь камышей, юной озими свежий шелк.
И конечно — как же еще! — маета человечьих страстей.
1998 г.
Публикации:
и переменная погода. Дремоту тягостного сна еще не сбросила природа.
То дождь, то снег, то хлябь, то нудь, то резкий, заунывный ветер. Едва-едва теплом повеет- и снова градусник на нуль.
Деревьям холодно нести свои набухнувшие почки. Цветам нерадостно цвести, когда маячит холод ночи.
Как впору миру хорошеть, стать свежим и беспечно юным, так человеческой душе уже пора пристать к уюту.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 1999 г. стр. 53-56.
1997 г.
но теплый, вешний, не унылый, как кистью, окропил могилы тех, кто земной оставил дом.
Отец! Сейчас душа твоя в каких эфирах воспаряет и, может, память сохраняет о грешной сути бытия?
Навряд ли. Измеренья те, где ты теперь, непостижим, ни с чем привычным несравним по инфернальной пустоте.
Там все ничто: и век людей и бег планет, и звезд коллапсы, и временной полет галактик, и круг, и ход вселенной всей.
2001 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 2001 год, стр. 5.
Майский дождь барабанит в ночи по отливу окна моего. И стучит, и стучит, и стучит — утомления нет для него.
В мутных лужах — отсвет фонарей, и пустынен полуночный двор. Мысль лениво исходит, как воск. И бессонницы тягостный крест.
А в лицо, лишь раскрою окно, брызнет капелл прохладный каскад, и пахнет молодой весной, треском почек, как взрывом петард.
И с зеленым парадом весны, что весь мир обоймет не спеша, мне придут спокойные сны, и на место станет душа.
1996 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 1999 г. стр. 53-56.
Лес предрассветный весь трещал, звенел, чирикал, пел и щелкал, и пряный запах источал. В дремотном воздухе витал то полустон. то полушепот деревьев. Лишь порозовел восток — все разом встрепенулось, все разом к свету потянулось, и разом вспыхнула в траве роса. И вот уже полнеба в огне и солнечных лучах. И вмиг истаяла Венера, как одиновая свеча. День начался.
1996 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 1999 г. стр. 53-56.
Как порох, изнеможенная земля. Сейчас бы теплой влаги впору на пересохшие поля.
Благополуче человека, как и пять тысяч лет назад, зависит от горячей веры, что дождь польется, а не град, что не останемся без хлеба, что будет сытая зима. И смотрим в небо. А от неба лишь рукотворные грома.
1999 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 2001 год, стр. 5.
седые кудри клонит ива. Тяжелых облаков отливы под ней баюкает вода. Мальки мелькают у корней, немолчный птичий гомон в кроне, и тонкокрылие стрекозье, и паутины средь ветвей. Она и дом, она и стол. И кажется, что так от века и впредь. Но народился ветер, что переломит старый ствол. Уже тревожит воду зыбь. Росток с десятком листьев клейких, проросший здесь в начале лета, качается и ждет грозы.
1997 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 1999 г. стр. 69-72.
за Смоленском тихий Днепр неторопливо ткет свои туманы. Из зыбкость трепетна и первозданна от праадамовых времен поднесь.
Ни выстрелом, ни всплеском не задень ту тишину июльского рассвета, когда торжественно в зените лета являет солнце миру новый день.
2000 г.
Публикации:
Июль так беспредельно льет тепло и океан несуетного света, что чувство вечной благодати лета на душу мне обманчиво легло.
Ликует буйство листьев и травы, спокойна глубина и ясность неба. А ночью так торжественно и немо и так божественно разверста высь.
Но где-то в подсознанье мысль живет, что все не вечно. Будет дальше август, где звездопады, где закаты алы. А там — сентябрь. И осень в мир придет.
От века человек устроен так, что не приемлет внутренне ухода, и то, что оно не царь а раб природы, что до и после жизни — пустота.
И благо, если он по ходу лет оставил миру слово или дело. Не досказал? Не кончил? Значит, детям привнес заботу в суету сует.
Поэтому я вечно жить спешу, стремясь в реальность воплотить что зреет в глуби сознанья. Воплотить скорее, пока еще надеюсь и дышу.
1995 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 1999 г. стр. 69-72.
покатило на убыль дни. Хоть еще немеряно света но уже чуть короче они. Так что не отстраняй заботы и не очень спеши домой. Шевелись, напрягайся, работай на грядущую жизнь зимой.
2001 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82.
Как щедро август расточал дары к закату повернувшегося лета. Пока гармония тепла и света, плати — бери. Нет денег — так бери.
Еще когда дожди и холода, стай предполетных гам и очумелость, но как обнажена осиротелость покинутого птичьего гнезда!
И первый жухлый лист среди ветвей так величаво дремлющего сада.. Живи. Мэмэнто мори. Лишь не надо зацикливаться мыслями о ней.
2001 г.
Публикации:
День поэзии на Брянщине
Пригласил на праздник Поснов. Красный рог нас ждал и встречал, предосенний, густо-зеленый. Те же небо, трава и клены, и венки полевых цветов у старинных могильных плит, где почивший поэт лежит.
В церкви сумрак и тишина. старый батюшка, лики святых. И в груди полыхнулась волна очищенья от суеты, от тревог и скверн бытия.
Вечно рвалась душа моя к братству духа русских людей у истоков родных корней.
1996 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 1999 г. стр. 69-72.
Холодно дождя косым штрихом перечеркнул сентябрь страницу лета — и смолкло враз многоголосье леса, и марево тумана виснет в нем.
Какая благодать и тишь! Душа устремлена к неведомому Богу. Сорвался лист, на влажную дорогу планирует, безропотно шурша.
Как все же краток этой жизни миг и у листа до и у человека. Вся разница лишь в том — второй от века по дерева бытия раскинул мысль.
Когда ж поглотит тело пустота, душа горе обрящет постоянство, то в вечном ходе Времени-Пространства не четче след его, чем след листа.
1996 г.
Публикации:
«Вы в сущности — волки но вы изменили породе.»
В. А. Солоухин. Россия. ХХ век.
Букет из листьев девочка несет. Я покидаю свой обжитый дом и еду в жизнь. Опять меня влечет ее могучий и открытый зов, и жжет виски бунтующая кровь.
И что мне надо? Сам я не пойму. все вроде есть чтоб по-людски прожить. И почему? И все же почему меня влекут иные рубежи? Опять сентябрь. И перестук колес. и перелески, рыжие как медь. Ту злую тягу к перемене мест навечно успокоит лишь погост. Постичь пора б истину одну, что жизнь одна, и нет в ней двух дорог.
Как воет пес на полную луну! Как все же волчьи гены жгут нутро!
1996 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 1999 г. стр. 69-72.
полудождливый, полусветлый И вот несет прохладу вечер и дым костров от деревень.
На огородах жгут ботву и листья. С детства запах этот, огонь и искры в синеву, как грустное прощанье с летом.
И предзакатные лучи, и ошалелые грачи над вековыми тополями. Переживи ветра, дожди, храни тепло и зиму жди. Она уже не за горами.
2001 г.
Публикации:
«Осень пришла.» — шепчет мне ветер у окна спальни.
Басе. Япония. XVII век. I
Октябрь. Ботвы горящий запах. Немая пустота полей. Поблеклых листьев лепет. Затхлость. Щемящий оклик журавлей издалека, из высей горних. И вой тоскующих собак. Сопоставимы вечер года И вечер жизни. Да, судьба давно сложилась. Взлеты — ямы. Жизнь удалась — не удалась. И мыслей высветилась ясность, и подытожились дела.
II
Ночь. Осень. Дождь. Деревьев шум. Свист ветра. Вспомнился Державин. «Что в дремлющий не входит в ум..» И кто-то в мире продолжает любить, рожать. Без лишних дум. Как прав он, музами вскормленный, Державиным благословленный и всех благословивший нас. «И внуки наши в добрый час.."
1999 г.
Публикации:
«Леса, леса — извечный зов судьбы».. А. С. Дрожжин. Россия. ХХ век.
Как станет тягостным мне житье, что места душе не найду, свистну пса, заряжу ружье и в лес на весь день уйду. Буду слушать шорох ветвей, ход зверя, птиц перелет. Там, вдали от жилья и людей, ко мне благодать придет. Сразу станет душе легко, словно родился вновь. Жизнь во всей полноте ее меня обоймет опять. Нужны только собака, ружье и тишина. Часов пять.
1994 г.
Публикации:
скукоженный лист сиротливо прилип к стволу. Дунул ветер, качнул стволы — и понесся по ветру лист, трепеща, в промозглую мглу.
Вечер года. Сумерки дня. Ветер резкий и ножевой. Мир тоскливый, почти неживой, обволакивает меня.
Липы смотрят глубокие сны. И родник мой до дна продрог. Снег на мерзлую землю лег, это значит — теперь до весны.
Завершая годичный ход, жизнь выходит на новый круг. И налимы мечут икру в черных глубях тяжелых вод.
1996 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 1999 г. стр. 69-72.
устремленный в высоту, предзимний лес под серо-тусклым небом покорно ждет, как божьей манны, снега прикрыть свою немую наготу.
Что принесет грядущей ночи тьма, мороз иль слякоть? Только в тягость очень и слишком затянувшаяся осень, и слишком запоздалая зима.
2000 г.
Публикации:
иссеченный дождем осенним! Как низко тучи гонит север свистящим ветром непогод!
Все голо. Одинокий лист, последний лист былого лета, багровый отсвет сказок леса подветренно к стволу прилип.
Устал он жить, Вниз, до земли от опостылевшего дома — и в прах. Под снег. Под саван доброй старушки матушки-зимы.
2003 г.
Публикации:
Идут тяжелые дожди, холодные и затяжные, так яро хлещут мостовые, что хоть из дома не ходи.
Ветра несутся им подстать. Со свистом и натужным стоном так бьют по дребезжащим стеклам, что впору уши затыкать.
И вдруг — средь ночи — тишина. Меж рваных туч густы, как грозди, рубиново сияют звезды и катит медная луна.
Мороза жди. И снега жди. Изнемогли ветра-дожди.
2004 г.
Публикации:
грядут снега, грядет зима. Она отметит четкой метой ушедший год. И кутерьма огней и елок новогодних нахлынет-схлынет, как прибой.
А кто-то ждет уже сегодня солнцеворот, весны приход. А кто-то в мире не дождется журчанья вешнего ручья. Душа вспорхнет и унесется в небытие из бытия. еще себе он числит годы, планируя творить и жить, но диалектику природы и Бог не может изменить.
Запущен круг. Все неизменно. Восход — закат. Прилив — отлив. Рожденье — смерть. Всему есть место и время в хлопотах земли.
2004 г.
свет звезд своих рассеянно роняет и молчаливый лес зиме внимает в оцепененье ночи погружен.
Надолго и хозяйственно легла зима, деревья распушила снегом, и проницаема подзвездным светом еще вчера незыблемая мгла.
Ни дуновенья. Ровный тусклый блеск стволов и неподвижно-грузных веток. И синевой прочерчен лыжный след по ходу следа раненого зверя.
От правремен был мир всегда таким, как говорили древние, аб ово — двуногий должен, чтобы быть живым, убить четвероногого живого.
2002 г.
Публикации: 1. «Под часами» № 4 за 2005 год, стр. 135-137.
Душа и жизнь
«Душа хотела б быть звездой..» Ф. И. Тютчев. Россия. XIX век.
горе, среди миров Пространства. Но ей дана иная странность — быть на земле самой собой.
И впрямь. Успеется уйти. Вспарить. Сложнее в этом мире, как в переполненной квартире, покой и место обрести.
1998 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 1999 год, стр. 20.
как болотная яма — только черная пустота, начинаю Омара Хайяма — милосерден Аллах! — читать.
Перс был мудрый, лукавый в меру, сутью четких бесхитростных строк он дает упрямую веру, что безвременно выйдет срок.
Все уйдет. ничего не останется из того, что сейчас гнетет. Даже если лучше не станется то и худшее не придет.
1997 г.
Публикации:
душа, на жизнь. Будь ты выше мелкой суеты, к самоочищению стремись от томления и маеты.
Жизнь, как женщина. И иногда так непредсказуема она, но в ее развитии всегда логика бесстрастная видна.
Жизнь рождает жизнь. И посему пестует рожденное дитя и желает благостей ему сутью материнства. Пусть шутя зачато. И вовсе не судьба, а случайный, взбалмошный каприз был отцом ребенка.
1998 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 1999 год, стр. 20.
В заботах, в работе. Или это не жизнь была? В мысль не брать ни душу, ни Бога — лишь дела и только дела. Нужным быть и стране, и людям — значит, и самому себе. Ко за это меня осудит? Благодарен такой судьбе.
1999 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82.
и путеводная звезда погасла. Лодкой в канне плыву неведомо куда, не зная цели и маршрута. И долго ли так плавать мне? Малейший ветер — в полминуты я опрокинусь. И на дне. Страна, страна, с тобой что сталось? Где мощь державная твоя? Все тягостней души усталость, и на пределе жизнь моя.
1995 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82.
затерялась звезда моя. Не найти ей никак меня. Да и мне — хоть зови, хоть кричи — не услышит. я жизнь живу в ирреальной странной стране. То ли это все снится мне, то ли это все наяву. Коллапсирующая звезда — жизнь, влечешь ты меня куда?
1997 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82.
одолевает маета, то не судите слишком строго — зерцало совести и Бога отмети, что душа чиста.
Заботу никуда не деть, и никуда не спрятать мысли — не приведи без дела киснуть и быть никчемным для людей.
1996 г.
Публикации: 1. «Годы» № 4 за 1999 г. стр. 52-55.
«Дар напрасный, дар случайный…» А. С. Пушкин. Россия. XIX век.
я брошен в этот мир рукой судьбы. Пятидесятый год меня по жизни быстрый рок влечет, и постоянно ум терзает мысль — откуда я? Где дерево мое? Родные корни и родимый ствол? До зрелости я часа не нашел в спокойствии обдумать бытие. Что ценного, несуетного в нем? в чем смысл его? В чем цель? И где финал? Какой я след в дороге оставлял? Не знаю. Но уверен лишь в одном — не зря живу. Ни зависти, ни зла я не посеял в мире. И любовь, хоть счастья никому не принесла, но все же бескорыстною была. И за нее свое воздает мне Бог по справедливости. И ангел мой перед бесстрастным Вечным Судией пускай замолвит: — Господи! Он жил среди людей. И человеком был.
1995 г.
Публикации:
бунтующую кровь нам щедро влили, мятущиеся тени заложили, определивши этим жизни цикл?
есть память подсознанья? Или нет? Тогда откуда марево видений минувших созиданий, поражений, вселенских радостей, вселенских бед?
Тем, что способны мыслить и творить, мы — люди, от других существ отличны. Канвы времен, как формулы, логичны: и не дано нам выбрать время жить.
1997 г.
Публикации: 1. «Годы» № 4 за 1998 г. стр. 60-63.
в немых пространствах мирозданья? Непостижимо созиданье Творца и замысел его. А человечьей жизни миг в движеньи времени? Что значат сиюминутные удачи в стремлении постигнуть мир? Тьмы звезд, туманностей и бездн, квазигалактики, пульсары. Спирали их круты, как сабли, неотвратим и точен бег. С каких позиций ни смотри — ничто мы перед макрокосмом. Жизнь — точка, в догматы закован наш ум. И слеп эгоцентризм.
1997 г.
Публикации: 1. «Годы» № 4 за 1998 г. стр. 60-63.
«Моя любовь в том мире давнем…» Теофиль Готье. Франция. XIX век.
любовь, давно вспорхнула птицей. И хоть пиши, и хоть греши — уже все то не повторится.
Я не завистлив. Если нет. то нет. Судьбы не искушаю. И жить страстями не желаю, как Тютчев на излете лет.
Пускай черемуховый снег не для меня. И слава Богу. не приведи мне ту тревогу, ту боль. тот пыл, тот жгущий свет.
1997 г.
Публикации: 1. «Годы» № 1 за 1999 г. стр. 58-59.
Отведи от меня беду Вседержитель, всеблагий, всесущий. Поддержи меня в трудный час, не повергни в омут отчаянья.
Да опору моей душе, дай надежду моим стремленьям, не оставь в этом мире всуе мое дело и слово мое.
Людям дай устойчивый мир, загаси злую зависть людскую и вражду, и злобу, и ненависть. а добро и любовь укрепи.
если Ты творец, ели Ты суть основа всему и причина, то не должен замысел твой не иметь высокого смысла.
1997 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 1999 год, стр. 20.
я всегда ее презирал. И реального мира картину я по своему рисовал. Был в делах справедлив и неистов. как ни странно, верил всегда в то учение коммунистов, самых ранних из них — утопистов, что вело меня, как звезда Вифлеема.
1998 г.
Публикации: 1. «Годы» № 4 за 1999 г. стр. 52-55.
«Безумцам сопутствует удача.» Афоризм древних.
так тягостно для каждого из нас — не будь безумцем. не лови удачу. Она случайна и дается раз.
1999 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 2000 г. стр. 78-80.
Еще едва намечена дорога грядущей жизни. Дней от Бога много, и отстраненна мысль, что жизнь одна.
А дальше? Замелькали в Лету дни, как кинокадры. Беспристрастно время. Дела.. дела.. Все явственней старенье, все тоньше.. тоньше жизненная нить.
Стоп! Оглянусь. Ошибки.. суета.. Вперед гляжу — всего не переделать. И где-то вскоре после сорока не праздник для меня мой день рожденья.
1999 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 2000 год, стр. 5.
Как преданный прилюдно распятый бог античной бедности. За то тебе найдется твой иуда, свою голгофу обретешь и ты.
Все будет, как и было. И пилаты умоют руки — отстраненна кровь. Лишь воскресение не будет платой тебе за ту вселенскую любовь — ты человек всего лишь…
2000 г.
Публикации:
и этот мир постичь спешу ты, дорогая гостья-жизнь, не дай погрязнуть в мелкой лжи, в нелепой, пошлой суете, в душевной тьме и пустоте. Дай завершить мои дела и знать, что ты не зря была.
2000 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 2000 год, стр. 5.
Он в мироздании ничтожней и тленей искры. Волей Божей людского рода краток век. Миров одушевленный гость, дающий всякой сути имя, один из тварей. Долг его — собой зажечь другую искру грядущей жизни…
2000 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 2000 год, стр. 5.
лукавый дух, исчезни, растворись тревога. Пусть мысли светлые придут, как благость, как подарок Бога.
Весна все медлит, нудит дождь и мокнет мир, и ветер свищет. И сер, и неприкаян дом — мое нетеплое жилище…
2001 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 2001 год, стр. 5.
страну, родителей и племя — и Высшей волей мне сегодня вершить свой человечий век. Да, аз есмь только человек и смертен, аки раб Господний.
2001 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82. 1. «Вдохновение» № 1 за 2004 год, стр. 8.
божественный великий дар, ниспосланный на благо. Но не надо пенять судьбе, что жизнь порой не в радость — сам в этом виноват почти всегда.
Есть сумерки души. Приходит жар, и боль утрат все явственней и резче. Но лечит все великий лекарь — время, иначе б жизнь была — сплошной кошмар.
Уходит все, но не в небытие. Все возрождается в иных пространствах. Непостижимы жизни постоянство и ипостаси вечные ее!
2002 г.
что вживе, проживает срок — и в землю, землю плетью удобряя. А что же человек? Суть тварь земная. На вечном древе жизни он — листок, один из мириадов.
2002 г.
другой не будет никогда. И неразумно тратить силы и ум на дело не свое, и неразумно распыляться. двуличничать, душой метаться. От колыбели до могилы всего лишь жизнь. Верши ее.
2002 г.
Публикации: 1. «Смоленская газета» № 17 от 29. 04. 2004 года, стр. 11.
что давно была, страстями неподдельными кипела, что сохранилось, что мне уцелело? Все сгладилось. едва она ушла.
Пришла другая жизнь. И что она? С той, прежней жизни, только четкий слепок. И бренная она, как зелень лета, и приходяща, как рассвета мгла.
И эта жизнь уйдет, как сон, как явь, как цвет садов в широком буйстве мая. И повторится все. Но жизнь другая в подлунном мире будет не моя.
2002 г.
Публикации: 1. «Смоленская газета» № 16 за 2003 год.
есть отрада и для души человеку — по чести и долгу подвиг жизни давно вершить.
И совсем не затем, чтоб подлунный навсегда оставляя свет, попенять и Богу, и людям: —Суета, Суета сует.
2003 г.
Что впереди преподнесет на поворотах жизнь* Усталость, как ни бодрись, свое возьмет. Конец земному бытию неотвратим. Бог неподсуден. все отдавай, что можешь, людям. Лишь душу береги свою. Но если и ее усталость настигнет и зайдет звезда, что правит курс — во ипостасях жизнь благостна, но не всегда — есть смысл по ходу оглянуться, все оценить, что сотворил. Потом — в полет, и не вернуться. Как капитан Экзюпери.
2003 г.
Публикации: 1. «Годовые кольца» 2004 г. стр. 255-256.
что взлетали почти под небо, где они? Давным-давно уж прахом стали. А те
безоблачные дни? А их лучистые глаза? «Иных уж нет, а те — далече, как Сади некогда сказал». Все это — жизнь. И, право, всуе ее корить и ей пенять. Она, как радость поцелуя, что человеку Бог дарует всего лишь раз. Умей принять.
2003 г.
какая будешь ты. земля? Уже истлеет человек, кто в мире знал живым меня, а холм, где тлеет мой скелет. давно сравняется с травой. Взлетит осваивать сей свет потомков деловитых рой. И будет также океан волну накатывать на берег, а солнце — изжигать туман в лесах и у истоков рек.
2004 г.
Слова.. слова…
«Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана…» И. А. Бунин Россия. ХХ век
«Тот, кого любят боги. умирает молодым.» Менандр. Эллада. IV век до н.э.
Поэты уходили воевать, не напечатав ни единой строчки. Не все же им о катахрезах спорить, да взбалмошных девчонок целовать.
Поэты стали жертвою войны, кто сразу, кто от старых ран позднее. Всей жизнью, да и гибелью своею как знамение времени, они. Сейчас не те и время, и страна, и на слуху иные имена.
Друзья мои, закрывшие уста, да будете вы молодыми вечно на небесах! А время быстротечно, и все расставит на свои места, и наносное все перевернет небрежно, как страницу книги ветер. Ведь если Высший Судия грядет, то все же справедливость есть на свете.
1969; 1994 г.
Публикации: 1. «Годы» № 4 за 1999 г. стр. 52-55.
Задумчивый Смоленск, холмы обжив, уступами стены к Днепру спадает. И камни башен память сохраняет о пращурах, за жизнь отдавших жизнь.
Сияют в горних высях купола, трудяги-ласточки снуют меж ними, внизу, объят заботами своими. народ решает будние дела.
На склонах здесь шотландец Лермонт пал, оружием Руси служить пришедший. Фортуны пасынок, боярин Шеин в тот год у шляхты город отбивал.
Помок Лермонт в сорок черный год застрелен в Пятигорске на дуэли. Везет стране, однако, на поэтов. Лишь в ней поэтам с жизнью не везет.
Но жизнь есть благость, как досадный дым, все чуждое развеет. Быстротечен ход времени, а с ним и город вечен. И купола. И ласточки над ним.
1995; 1998 г.
Публикации:
Французские стихотворения русских поэтов
Ф. И. Тютчев. 23. 08. 180 года.
Вам, звезды, слава! В полуночном небе зажженный Божьей волей в Божий мир навечно! Вы торжественно и немо взираете на этот бренный мир.
А люди что? Род жалкий и мгновенный, рожденный, чтобы взор к вам устремить и гимн пропеть о красоте Вселенной. Пропеть и перестать на свете быть!
1994 г.
Публикации:
М. Ю. Лермонтов. Из архива А. М. Верещагиной. Начало 1830-х годов.
Взойдет и мне, я верю свято, судьбы счастливая звезда. В своих воспоминаньях с вами я буду следовать всегда.
Я буду вечно к вам стремиться, не приближаясь. И когда гроза над вами разразится — зовите. я приду всегда.
1995 г.
Публикации: «Лермонтов придет и мне» 1. «Годы» № 1 за 1999 г. стр. 58-59. 2. «Вдохновение» № 6-7 за 2001 год, стр. 13.
М. Ю. Лермонтов. Ожидание. Из письма С. Н. Карамзиной 10. 05. 1841 года.
Жду на равнине сумрачной и вижу белеющую тень ее. все ближе.. Но нет — пуста надежда! — впереди вечерний ветер ивы ствол качает. ее виденье тихо исчезает и снова на равнине я один.
К земле приникнув, обращаюсь к слуху. Волнение захватывает дух мой. Я слышу легкие шаги вдали, ее шаги в тиши ночной дороги. О нет! Не то! Опять не то, о боже! То лист шуршит, гонимый ветром лист.
Ложусь в траву, измученный до боли, и сразу засыпаю сном глубоким.. Внезапно пробуждение мое. Она была. И не истаял голос в ушах моих, и сладостны, и горьки на лбу прикосновенья губ ее.
1995 г.
Публикации: «Лермонтов Ожидание» 1. «Вдохновение» № 6-7 за 2001 год, стр. 13.
«Мать Россия, о родине злая, кто же так подшутил над тобой…» Андрей Белый. Россия. ХХ век.
вихрем пролетели — здесь и нет! — эскадроны усталого Гая. А в станице девка молодая, тонкие запястия сминая, им глядела вслед. А до этого у них три дня сотня белых казаков стояла. песни малоросские спивала и ушла, уздечками звеня. И никак ей, девке, не понять, как так нужно умопомрачиться, чтоб весной не сеять, не пахать, а по шляхам да полям носиться, саблями — свои своих! — кромсать. Пятый год идет война, пулеметы такают по балкам. В муках родовых несчастной бабой корчится страна И зачем?
1995 г. 1970???
Публикации: 1. «Годы» № 4 за 1999 г. стр. 52-55.
В чащобы костромского леса они нагрянули не зря. Прознали все же паны ляхи, где русского искать царя.
И без предсмертныя тоски под саблю подставляя выю, сказал крестьянин: — Вам Россию не взять, — дороги… дураки…
2004 г.
и не выводит птенцов. Она, как простушка-шлюшка, подкидывает яйцо. И годы ничьи не считает. что ей до загадок людских? Извечным «ку-ку» исчисляет подкидышей в гнездах чужих.
2001 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82.
предметно и поименно. Всегда разрушенье — тайно, как правило, анонимно, как правило, без огласки. как правило, разрушители открещиваются от участья, друг на друга кивают, подставляют друг друга. все строится нервами, потом, а рушится махом и дурью, амбициями и равнодушьем. И этому нет оправданья, как нет оправданья убийцам.
1996 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 2000 г. стр. 78-80.
«Гомо гомини люпус эст. (Человек человеку волк.) Тит Макций Плавт. Рим. III век до н.э.
Ты ропщешь, бытия венец, на горечь чаши бытия? Сам для себя ея творец — ней из ея, человек!
Мир гармоничным создал Бог для братства, счастья и любви. вся кровь, вся гнусь, вся грязь, вся боль — дела твои, человек!
Не вороти. Тяни до дна. А если камушком ко дну, то не клепли на Сатану — сам сатана, человек, и волк собрату!
1997 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 2000 г. стр. 87-90.
Умри с проклятием, Иуда, коль человеком быть не мог! Тебя не похоронят люди, и не отмоет душу Бог.
Средь нечистот и дохлой псины смердящий труп во прах сгниет. Сук неприкаянной осины, что вздернет сукинова сына, и тот иссохнет и падет!
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 2001 г. стр. 47-51.
1997 г.
.Стройки. Сварок огни, как зенитки в ночи. Строки не стали слагаться в строфы как в стены здания кирпичи.
Не до рыбалок, не до охоты, не до гулянок, не до поэм. Столько было заботы-работы, что ночами не спи совсем.
По гостиницам, на постое, на сон грядущий, закончив день, читал Астафьева, Олдингтона, а от Высоцкого не балдел.
Теперь та жизнь ирреальной кажется. как-то усталость пришла. Полысел. И не заметил что молодость канула в небытие. Навсегда. Насовсем.
1997 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 1999 год, стр. 20.
Памяти М. Ю. Лермонтова
Луна упала с царственных небес, русалкой голубой в реке плескалась. А где-то близко буря нарождалась, и знобью исходил на взгорье лес.
И полыхнуло! Загудело вдруг, взметнуло воды, кроны закачало. Листок дубовый с ветки оторвало и бурей понесло на дальний юг, к чинаре…
1997 г.
Публикации: 1. «Годы» № 1 за 1999 г. стр. 58-59.
В письмена воплощенная мысль, строки, в память людскую ложатся. Не взорвать их, не сжечь, не смыть. Можно только не соглашаться.
Те, кто явятся жить за нами, беспристрастно и наверняка справедливо рассудят сами, что в них суетно, что на века.
1997 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 2000 г. стр. 78-80.
как ирреально: пипинателлы. пляж, и отзвук песни Герман Анны, ждать призывающий любовь, ночных зефиров колыханье и близкое дыханье гор, и женской страсти лепетанье, и нежной груди трепетанье, и полусветский разговор. «О, этот Юг…»
1998 г.
Публикации:
Неопалима купина — и благодатна искра Божья. Та сила, что присуща Богу. нам, слава богу, не дана.
Но искра Божья иногда, как горной истины звезда, дается нам, земным и грешным. Хотя об этом и не грезим, нам по житейски не нужна та искра.
Если же дана — не загасите искры Божьей ни человеку, ни себе. И раздувать ее не бойтесь в огонь. Он — жизнь. Он — дар небес.
1999 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 2001 г. стр. 47-51.
Меня всегда к себе влечет земли спокойное приволье. Постыли пирсы, скалы, волны и буревестников полет.
Проклятый рок в проклятый год средь ночи утонуть в тумане и растворится в океане от Диксона до мыса Горн.
Какое счастье жить, любить жену, детей, ходить по росам. И похороненному быть в земле под холмиком погоста.
1999 г.
Публикации: 1. «Годы» № 4 за 1999 г. стр. 52-55.
Прошу небрежности в стихе, но не прощу и йоту фальши. Суров и строг к поэту фактум — не даст пробежки налегке.
И гения чеканный текст мысль иногда опережает, знакомый труп живописает, иль львицу с гривой на хребте.
О Лермонтов! Понятна мне случайная небрежность эта. Он чувствовал, что жизнь поэта хрупка, как первозимний снег, и жить спешил.
1999 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 6-7 за 2001 год, стр. 13.
Будь милосерд! Не оскверни мой прах. когда-нибудь и сам ведь станешь прахом. Живи, пока живешь. Живи с размахом, ни дня, ни часа попусту не трать.
Здесь — тишина, покой и пустота. душа витает там, в эфирном мире где нет ни чувств, ни бытия, ни мысли, где ирреальны дело и мечта.
Живи! С охотой не спеши сюда: стать вечностью всегда необратимо. А перспектива Божьего суда, она и здесь всего лишь перспектива.
2000 г.
Публикации:
«Кавказский пленник» только кончен. Окошко. Апсидная ночь. Отходит к сонному покою разноязыкий Кишинев. Весна. И с Инзовым все ладно, и жалованье подошло, но Бессарабия — не благо, хотя, конечно, и не зло. Нет сна. Виденье белой ночи. Нева. Гранит береговой. Перо несет бумаге строчку: — Друг Дельвиг, брат парнасский мой…
2000 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 11-12 за 2000 год, стр. 5.
если строки на лист не ложатся. И не надо душой метаться, отложите до лучших дней.
Муза — женщина. Посему коль разлюбит, уже не вернется. С кем тогда беседовать придется? Бога ради, не одному!
2001 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82.
цветок Алтая. Пусть живет, на время радость принесет и однозначно — не беду. Зачатья дар, и посему возрос, дал семя и увял, как иллюстрация всему земному. Бог послал — Бог взял.
2001 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82.
Есть у меня что сказать людям, но не буду пока говорить. Людям от этого не убудет. Еще не связалась логики нить, еще причины не прояснились, да и следствиям нет конца. Еще не осела, не уплотнилась земля под надгробьем могилы отца.
2001 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82. 2. «Вдохновение» № 1 за 2004 год, стр. 8.
то Господь не прибавит ума. Поманит дармовщина сначала, а потом — сума да тюрьма.
Не скажу, что нашел благодать на нещедрых жизненных тропах. Но чужого сроду не трогал, научился свое добывать.
2001 г.
Публикации: 1. «Годы» № 3 за 2001 г. стр. 78-82.
«О Русь моя! Жена моя!.. Долго будет родина больна..» а. А. Блок. На поле Куликовом. 1908 г.
Он уже не бывал на людях, для одних почти полубог, для других последыш Иудин.
как жена, для Блока страна — не стряхнуть, не заткнуть, не деться, и когда тяжело больна, от заразы не уберечься.
Сердцу биться невмочь. Прощай. Жизнь к исходу пришла до срока. похоронят, зароют глубоко. Без меня одна выживай.
И осталась страна вдовой без надежды и без пророка, без любви, без Бога, без Блока. И живет тяжело больной.
2001 г.
Публикации: 1. «Годовые кольца» 2004 г. стр. 255-256.
Уста премудрых нам гласят: иные солнца там горят, свой круг веков и сонм народов.
О множественности миров летела мысль, пронзая время, от человечьих праотцов с площадок зиккуратов древних.
Эгоцентричен человек. Зовет непостижимость чудом и все старается привесть к пяти несовершенным чувствам.
Сигналов от вселенной нет. Безмолвны звезды и бесстрастны. молчит. Молчит Вселенский разум пять, десять, двадцать тысяч лет.
Он есть. И для него все то, что глаз объемлет в телескопы, всего один из изотопов и в Беге времени — ничто.
2003 г.
Публикации: 1. «Годовые кольца» 2004 г. стр. 255-256.
Герои есть средь нас, что горний свет так вознесут чтоб навека гореть для всей Земли. И никакой поэт не в силах силу подвига воспеть.
Так эллин из легенды Прометей без воли Неба, только из любви огонь возжег для мира, для людей, огонь, который сделал нас людьми.
Так в памятный Земле апрельский день — три…два…один…вниманье…пуск! — Гагарин Юрий первым из людей открыл в глубины мирозданья путь.
2004 г.
Когда-то Ленин здесь стоял к властям —фасадом, к скверу — задом и в наше радостное «завтра» призывно руку простирал.
Но нынче «завтра» не видать, как не видать его в грядущем. Как символ жизни, стал здесь Тютчев, сказавший, что не скажешь лучше: — Умом Россию не понять.»
2004 г.
Здоровья нет. Покоя нет. От праведных трудов достались лишь бремя пережитых лет, в костях ломота, да усталость.
Для власти объективно лишний, как Маркеса полковник. Тот, которого никто не ждет, которому никто не пишет.
2005 г.
Не поспешите возводить хулу на ближнего зазря, Побойтесь Бога. Не поспешите возводить хвалу начальнику, что обещает много.
Бесстрастно время — лучший судия. Оно расставит суету и дело по разным полкам. И янтарь отделит от наними??? и пены бытия.
1995 г.
Публикации: 1. «Годы» № 4 за 1999 г. стр. 52-55.
про то не сразу сознают. Еще чеканен шаг парадов, и гимны пафосно поют, но у людей глаза без блеска при этом. Нити лжи и лести так прочно встрочены в бытье, что ясельные дети знают, как пайку лишнюю у няни урвать — и вмиг ко рту ее.
Когда эпоха умирает, то ветер перемен так бьет, так резко многих обжигает, что ностальгия настает о прошлом. Зря.
Не быть покою. А жизнь хоть с нами, хоть без нас диалектическим законам подчинена. И прав Карл Маркс хотя бы в этом.
1995 г.
Публикации: 1. «Годы» № 1 за 2001 г. стр. 96-100.
«О подвигах, о доблести о славе» не размышляй. Живи, как все живут в задерганной реформами державе. Кому он нужен, вдохновенный труд!
Ты по возможности старайся тоже словчить без лишних действий и словес. Не хочешь? Или, может быть, не можешь? Ну что же — существуй. Как человек.
1995 г.
Публикации:
Мастер Гордеев меня учил класть кирпичи и вязать арматуру. сам до работы охочий был и не терпел сачков и халтуру.
Господи, сколько минуло лет! Сколько людей промелькнуло по жизни! Но не встречал я таких двужильных, способных освоить хоть континент.
Люди пошли с хитрецой-гнильцой: дьяволу душу заложат за деньги. Где ты лежишь, мой мастер Гордеев? Где тебе Бог послал упокой?
1996 г. Публикации: 1. «Вдохновение» № 7-8 за 2000 год, стр. 12.
«Жизни мышья беготня»… А. С. Пушкин. Россия. XIX век.
Не дай попасть в твой жуткий оборот, не дай войти в нечестный передел, такой, что даже оторопь берет от наглости улыбчивых хапуг. Когда неясно, кто есть враг, кто друг, когда не знаешь, как закончишь день в нелепой суете насущных дел, а будущее мрачно и темно, как зимнее замерзшее окно. Не приведи в такое время жить, любить, рожать и сыновей растить. А привелось…
1997 г.
Публикации:
Как знать. Ни красные, ни белые. Не нужно гадать. Лежит подлодкой затонувшей страна. И сколько ей еще лежать? Одно понятно: уходящий век зарыл иллюзии земного рая. А что же дальше? Будет жизнь такая, что сам себе устроишь, человек.
2000 г.
Публикации:
Задворки Европы. Ненитые??? твои мужики, огнепальные протопопы, да за правдой к властям ходоки.
Нам, твоим несуразным детям, проклиная, скорбя, любя, никуда от тебя не деться. Остается верить в тебя.
2003 г.
Публикации: «Вдохновение» № 1 за 2004 год, стр. 8.Раины
«Что ты, Муза, все ходишь за мной и поешь мне в уши стародавние ритмы..» Ксения Некрасова. Россия ХХ век.
Плач Изиды по Осирису. (Из религиозных гимнов Древнего Египта)
Плотно сливается небо с землей, мир этот тьма покрывает. Сердце от долгой разлуки пылает брат мой, муж мой, владыка мой.
Миру живому явись опять в облике прежнем. Где ты? Руки мои высоко воздеты, чтобы тебя защищать!
Руки мои широко раскрыты, чтобы тебя встречать! Миру живому явись опять! Из безмолвья приди ты!
Здесь я одна. Молча я внемлю… Люди — не помощь. И небо на землю тьмою упало. Приди!! Я истомилась…
1997 г.
Публикации: 1. «Годы» № 2 за 2000 г. стр. 87.
(Диалоги клинописей Вавилона начала II тыс. до н.э.)
I
— Замолчи, неверная! Оставь попреки! Слово есть слово. Стенай — не стенай, не изменю своего решенья. Верящий женщине пожнет бурю. Неверный слову — не мужчина. — Заклинаю верность богиней любви. Победи, моя верность, посрами клеветницу. Кроткой и ласковой быть с тобою повелевает мне богиня. Где разлучница? Кто она? — Ты не первая баешь мне байки. Все женские козни явственно помню. Уходи поздорову. — Что ты, милый! Я же к тебе ежедневно льнула. Не отступлюсь от любви своей, а твою верну молитвой богине. Мой господин, твою любовь восприму лучшим подарком жизни. — Ты виновата! Все так и скажут. Что мне и ты, и богиня любви! Я прерву ее волхованье. Напрасны жертвы и всуе мольбы.
2
— Прими моленье, царица-богиня! Рты заткни кумушкам и клеветницам. Я обниму его, зацелую, буду глядеть — не нагляжусь, буду ласкать — не наласкаюсь. Сейчас же вместо ночи любви бессонные бдения в полудреме. Верни любовь!
3
— Сколько твердить тебе — уходи! Ты не одна, есть и другие. Я отвергаю твое тело, отстраняю груди, отдаляю чресла. — Господин, я полна любовью, я ищу твоего вожделенья, я возвращаюсь и возвращаюсь быть с тобою нощно и денно. — А я опять тебе повторяю — не изменю своего решенья. Не стой у окна, не жди моей ласки. — Как я устала и истомилась, истекаю. Возьми меня, милый!
4
— Богиней клянусь и царем земным — правду говорю. Твои ласки докучны. — Все это к верности черная зависть. Да сгинут завистницы и клеветницы. Пусть ветер рассеет их, солнце выжжет! А я останусь молиться богине и внимать устам моего господина. Я истомилась. Возьми меня, милый!
— Единственная! Лик твой вижу, склоненные плечи, покорность и мудрость. Да надут на других ниши беды! Да будет богиня к нам благосклонна!
2002 г.
(Из клинописей Вавилона XVII века до н.э.)
1.
Словно дитя, от сосцов материнских отъятое грубо и беспощадно, в пылающем разуме, с мучением тела и нетерпимостью страданий человек стенает и плачется богу. — Мой господин! Я чист душою, но мерзость перед собой изливаю. В лютую скверну жизнь превратилась, хоть брата не поносил перед братом и другу не клеветал на друга…. ……….
2.
………снизошел, человека коснулся и возгласил: — Ты всегда был мужем, хоть видел всю безысходность жизни, дошел до конца, нес тяжкое бремя — сердце твое зла не носило. Радуйся — кончились искушенья. А без них как болезнь бы вынес? Радуйся — кончились твои страсти, ровна стезя и сопутствует милость. Радуйся — помни меня! — я бог, твой создатель, твоя защита, долгую жизнь тебе дарую, даю хранителя и стража, чтобы в жизни кормить голодных, жаждущим воду давать и слабым быть покровителем и опорой. Я, бог твой, врата тебе открываю. Войди в них и будь благополучен.
2002 г.
Публикации: 1. «Вдохновение» № 7 за 2002 год, стр. 3.
(Диалоги клинописей Вавилона) VIII век до н.э.
1.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. — Готовь колесницу. К царю поеду. Стану вельможей. — Езжай, господин. Будет царское благоволенье. — Нет, не поеду. — И не езжай, коль не зовут. На войну отправят, а это опасность — днем и ночью.
2.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. — Принеси мне воды для омовенья. Буду обедать. — Обедай, обедай. Вымыты руки — бог благосклонен. Обед человека — подарок бога. — Не буду обедать. — И не обедай. Еда и голод, питье и жажда — вечные спутники человека.
3.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. — Готовь колесницу. На волю поеду. — Езжай, господин. Вольному воля. Вольный зверь пропитание сыщет. вольная птица гнездо устроит. — Нет, не поеду. — И не езжай. Вольная воля — судьба не из лучших. Вольный зверь обломает зубы, вольной птице гнездо порушат.
4.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. — Создам я семью, детей породив. — Породи, господин, заведи семью. Есть семья — есть кому и оплакать. — Нет, не создам. — И не создавай. Семья — обуза, петля на шею. Из трех детей лишь один умножит, а двое других расточат богатство.
5.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. — Врагу своему окажу покорность, в суде промолчу перед супостатом. — Да, окажи, господин, окажи. Промолчи в суде великодушно. — Нет, не смолчу и не покорюсь. — Верно, мой господин, не молчи. Ежели даже рта не откроешь, ежели даже руки не поднимешь, враг все равно беспощаден будет.
6.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. Учиню я злодействие. Да, учини. Ежели не учинишь злодейства, где возьмешь одежду и пищу? — Не учиню. — Господин, и не надо. Злодеев либо на месте казнят, а то ослепляют, бросают в темницу, либо с живых сдирают кожу.
7.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. — Я полюблю свободной любовью женщину. — Да, господин, полюби. Любящий скорбь и печаль забывает. — Нет, я не стану любить. — И не надо. Женщина — это яма-ловушка, нож, поражающий прямо в горло.
8.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. — Воду неси для омовенья. Богу я жертву свершу. — Сверши. Жертва очистит сердце и совесть. — Нет, не свершу. — И не свершай. Боги всегда ненасытны в жертвах, а верной собакой служить не будут.
9.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. — Буду я в рост давать. — Да, давай. Дающий в рост умножает богатство. Риск минимален и верен доход. — Не буду давать. — И не давай. Что порождать детей непутевых, что в рост давать — одно и то же. Люди тебя же изругают, хоть сами идут в кабалу долговую.
10.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. — Доброе дело стране свершу я. — Да, господин, сверши, сверши. Тот, кто добро стране свершает — пример потомкам для подражанья. — Нет, не свершу. — Господин, и не надо. Пойди пройди на развалинах древних, там черепа незнатных и знатных. Кто был злодей и кто благодетель?
11.
— Раб, повинуйся! — Да, господин. — Ежели так, что ж тогда благо? — Благо — сломать нам обоим шеи да в реку бросить. Вот это благо. кто столь высок, чтоб достать до неба? Кто столь широк, чтоб объять всю землю? — Ежели так, ничего не надо, раб. Но тебя убью я первым. — Ежели так, то ненадолго переживет меня господин мой.
2002 г.
Публикации:
«Стихотворения Катулла стали не только основой развития латинской лирики, но и лучшими ее образцами». Всемирная история в 24-х томах. Том 4. Глава 9. Минск. 1997 г.
I
Будем жить, любя друг друга! А за ропот стариковский мы и асса не дадим. Помни — лишь погаснет день, и звезда взойдет над Римом, как в объятия друг друга ночь нас бросит до утра. Тысячу объятий мне подари. И снова сотню. Снова тысячу. И снова сотню. И опять, опять. Перепутаем мы счет, как дойдем до многих тысяч, чтоб не сглазил злой завистник нашу страсть и жажду жить.
II
сколько надо мне объятий, чтоб утихомирить страсть? Ты сочти песок ливийский от Египта до Столбов, ночью звезды сосчитай, что на мир бесстрастно смотрят — столько раз и обними бесноватого Катулла, чтоб завистника язык не рассплетничал лукаво, чтоб завистника глаза не расчислили объятий.
III
Плачьте все, кто имеет в сердце нежность. Птенчика с колен подружки черный Орк, злодей, украл! Бедный птенчик! Он ей был глаз — утеха, сердца — радость, слаще меда ивина для нее чирикал сладко и туда-сюда порхал. Знал свою хозяйку так, как дочурка знает маму, а теперь тропой туманной в безвозвратный край ушел. Будь он проклят, черный Орк, все прекрасное губящий! Он — вина тому, что милой глазки вспухнули в слезах
IV
Стройной назову ее я, белой и прямою станом. Но красавицею? Нет. Слаще Лесбии нет женщин. Все волшебное т женщин — в ней. И только в ней одной.
V
— Буду лишь твоей женою. Даже пусть Юпитер страстно ждет меня. Но я — твоя. То, что женщина в любви шепчет милому — все это надо в воздухе писать. Или на воде текущей.
VI
Клянусь богами, тяжко мне. И что ни день, что час — все хуже. Друг милый, словом помоги! Ведь это так легко и это пустое дело. Жду твоих хоть пару слов. пусть даже грустных, как Симонидова слеза…
1997 — 2000 гг.
Публикации: I — V «Годы» № 2 за 2000 г. стр. 87-90.
VI 1. «Годы» № 4 за 2000 г. стр. 61-64.
Отцы! Мы в десять раз негодней их, стократно хуже светлых дедов наших, таких родим негоднейших и праведных, тысячекратеней хуже нас самих.
Те, слава Небу, дети от труда, привыкшие ворочать с детства глыбы в полях. И милой матери улыбка — награда в праздник им, а не всегда.
Едва созревши, девушка сейчас не понаслышке о разврате знает, в нечистой страсти двери открывает любому — лишь бы щедрым был на час.
Кровавый и греховный век — урод все осквернил: рожденья, смерти, браки, низверг святыни, опрокинул раки — отсюда корень бед твоих, народ!
Ленивы, нерадивы и глупы, ни Запада напасти, ни Востока не отрезвили карою жестокой — умы в дремоте и сердца глухи!
Безвинною ответчицей вины отчизна перед судьями пребудет, пока не будут жить во вере люди, пока святыни не восставлены!
2000 г.
Публикации:
|