Зинаида Николаевна Гиппиус – 155 лет со дня рождения
1. Зинаида Гиппиус, будущая основательница нескольких столичных литературных салонов, – родом из провинции. Она родилась в 1869 году в городе Белёве (ныне Тульская область), где её отец, юрист Николай Гиппиус, работал на тот момент. В связи с постоянными переездами семьи, Зинаида и её три сестры не имели возможности получить полноценное образование и посещать школу регулярно.
2. «Стихи я писала всякие, но шутливые читала, а серьезные прятала или уничтожала», – так она прокомментировала однажды начало своего творческого пути. Профессиональная литературная жизнь Зинаиды Гиппиус началась тогда, когда в 12-м номере журнала «Северный вестник» за 1888 год, появилась первая поэтическая публикация – два стихотворения, подписанные инициалами З.Г. Но это был еще «не поэт Зинаида Гиппиус», это был «Надсон в юбке».
3. «Не разлучаясь ни на один день» – так она охарактеризовала свой 52-летний брак с Дмитрием Мережковским. В 1888 году, находясь на даче в Боржоми рядом с Тифлисом, Гиппиус познакомилась с будущим мужем, и всего через год они поженились в церкви Михаила Архангела.
4. Она писала под псевдонимами «Г-с», «Денисов», «Л», «З.г.», «Товарищ Герман», «X», «Роман Аренский», «Никита Вечер», но самым известным стало имя Антона Крайнего. Литературные критики с профессиональными вопросами обращались к Антону Крайнему, а с комплиментами о красоте к Зинаиде Гиппиус. Всю жизнь Зинаида Гиппиус была склонна к эпатажу. Она любила повергать в шок консервативных людей той эпохи, вычурно одеваясь и демонстративно выставляя напоказ яркие рыжие волосы.
5. «Декадентская мадонна», «сатанесса», «белая дьяволица», женщина «ручной работы» – эти прозвища отражают неоднозначность восприятия ее поэзии современниками. В ее стихах явно ощущались декадентские настроения, а автора считали последователем известных западных поэтов-декадентов. Особенно сильный след оставило стихотворение «Посвящение» и строчка из него «Но люблю я себя, как Бога», которая считалась вызывающей.
6. Верховая езда была вторым любимым занятием после чтения книг в жизни Зинаиды Гиппиус. Известно, что она была великолепной наездницей и отлично ездила верхом, не хуже профессионального кавалериста.
7. Салон Гиппиус и Мережковского в доме Мурузи на Литейном, 24 в Петербурге и сегодня считается знаковым местом северной столицы. Звездой салона была, конечно же, декадентская рыжеволосая мадонна Зинаида. Она сама проводила собеседования с поэтами и поэтессами и могла распознать талант даже у тех, кто ей лично откровенно не нравился. С легкой руки Гиппиус в русскую литературу вошли Александр Блок, Сергей Есенин, Андрей Белый, Александр Бенуа, Валерий Брюсов, Алексей Плещеев, Федор Сологуб и Мариэтта Шагинян…
8. Общество «Зелёная лампа», созданное Гиппиус и Мережковским в Париже, стало одним из средоточий интеллектуальной жизни русской эмиграции. Это было нечто вроде «инкубатора идей», рода тайного общества, где все были бы между собой в заговоре в отношении важнейших вопросов «воскресений». Общество просуществовало с 1927 по 1939 год. Дмитрию Сергеевичу останется жить чуть больше года, Зинаиде Николаевне – пять лет.
9. Один из самых популярных дневников Зинаиды Гиппиус — «Синяя книга» (впоследствии переименован в «Петербургский дневник»). В 1980 году в предисловии к изданию дневников Гиппиус Нина Берберова писала: «Есть несколько причин, почему „Синяя книга“, оказавшаяся снова в наших руках после пятидесяти лет, будет прочитана и перечитана, и не будет забыта. Она принадлежит к числу исключительных документов исключительной эпохи России (1914–1920) и бросает яркий (и безжалостный) свет на события, потрясшие мир в свое время».
10. Последняя запись Гиппиус в дневнике: «Я стÓю мало. Как Бог мудр и справедлив» – говорит о достижении ею высокой мудрости. А не в ней ли счастье? Она никогда не сдавалась, трудилась до последней минуты: писала биографию покойного мужа (осталась неоконченной), писала поэму «Последний круг», напоминавшую «Божественную комедию», которая также не была завершена. Гиппиус скончалась в Париже 9 сентября 1945 года и похоронена под одним надгробием с Мережковским на кладбище Сент Женевьев де Буа.
Мы представляем вашему вниманию список литературы, включающий книги и статьи из периодических изданий, хранящиеся в фондах нашей библиотеки. В нём представлены как произведения автора, так и литература о нём.
Ждём вас в стенах нашей уютной библиотеки!
Библиография:
Её произведения:
- Гиппиус, З. Н. Живые лица / Зинаида Гиппиус. – Москва : Роман-газета, 2011. – 80 с. : портр. – (Роман-газета : народный журнал; 2011, № 8 (1638).
- Гиппиус, З. Н. Опыт свободы / Зинаида Гиппиус. – Москва : ПАНОРАМА, 1996. – 522 с.
- Гиппиус, З. Н. Петербургский дневник / Зинаида Гиппиус. – Москва : Советский писатель, 1991. – 125 с.
- Гиппиус, З. Н. Сочинения : стихотворения, проза / З. Н. Гиппиус ; [вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. К. М. Азадовского, А. В. Лаврова]. – Ленинград : Художественная литература, Ленингр. отд-ние, [б. г.] – 664 с., [1] л. портр.
- Гиппиус, З. Н. Чёртова кукла : проза : стихотворения : статьи / Зинаида Гиппиус. – Москва : Современник, 1991. – 587 с.
О ней:
- Воспоминания о серебряном веке : [сборник / сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд]. – Москва : Республика, 1993. – 559 с.
- Лейкина, Я. В. Из истории вопроса изучения творчества З. Н. Гиппиус : материалы к библиографии / Я. В. Лейкина. – Смоленск : [б. и.], 1998. – 80 с.
- Литературное наследство : сер. осн. в 1931 г. И. С. Зильберштейном, С. А. Макашиным. – Москва : ИМЛИ РАН, 1931–¬¬____
- Т. 106, кн. 1 : Эпистолярное наследие З. Н. Гиппиус / сост.: Н. А. Богомолов, М. М. Павлова ; отв. ред. О. А. Коростелев. – 2018. – 888, [7] c., [1] л. портр.
- Т. 106, кн. 2 : Эпистолярное наследие З. Н. Гиппиус / [Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького РАН] ; сост.: Н. А. Богомолов, М. М. Павлова ; отв. ред.: О. А. Коростелев, М. Л. Спивак ; науч. ред.: М. М. Павлова, А. И. Серков. – 2021. – 940 с., [16] л. ил.
- Новелла серебряного века : сборник / сост. и коммент. Т. Берегулевой-Дмитриевой. – Москва : Терра, 1997. – 572,[1] с.
- 60 просмотров