С К. Д. Ушинским – в будущее!

20 и 21 марта в Смоленской областной универсальной научной библиотеке им. А. Т. Твардовского учащимся и преподавателям школ г. Смоленска сотрудниками отдела общего обслуживания была представлена педагогическая панорама «Учитель – профессия дальнего действия», посвященная 200-летию со дня рождения основоположника русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Мероприятия состоялись в рамках Недели науки, организованной МБУ ДО «Центр дополнительного образования» г. Смоленска.

Давным-давно именно в библиотеке произошло открытие Ушинским мира профессиональной педагогической литературы. «Я не знаю, что со мной будет, но я решился посвятить себя исключительно педагогическим вопросам», так он писал впоследствии об этом событии.  И то, что в наши дни в Год педагога и наставника, юбилейный для Ушинского, современные школьники узнают о жизни и деятельности великого русского педагога именно в библиотеке – в этом есть особый смысл! Тем более, что педагогика Ушинского – это прежде всего педагогика смысла. У детей, которые учатся по его учебникам, формируется не дискретное мышление, а осознанная, осмысленная картина мира.

Ушинский настаивал: России нужна своя педагогическая система, неразрывно связанная с русским бытом, нравами, природой. Образование должно носить национальный характер. Невозможно образование без знания родной истории, родного языка, без любви к своему языку, без безукоризненного владения им. Об этом отец русской школы говорил более полутора веков назад, но сегодня это звучит более чем злободневно! Гости библиотеки узнали о том, какие открытия Ушинского актуальны сегодня: естественный патриотизм, обучение в диалоге, труд как отдых, развитие аналитического мышления.

Ребята с удовольствием устно выполнили упражнение из «Родного слова» Ушинского. Их внимание привлекли книги великого педагога, представленные на выставке «Глядел на жизнь как на служенье», изданные в XIX веке: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и «О нравственном элементе в русском воспитании».

Именно в области «детского мира» существует возможность изменения жизни к лучшему – в этом видится гениальность и прозорливость Ушинского. Именно в детях, в их юных головах зреет то зерно доброты, разума, которое потом преобразит Россию. А учителю надо сделать так, чтобы зерно это не пропало, чтобы из него выросло мощное дерево – дерево жизни, счастья, радости, благоденствия. Поэтому учитель – профессия дальнего действия.

Наши дети услышали об Ушинском, заинтересовались его книгами – значит, Россию ждет прекрасное будущее.