Деятельность библиотеки в рамках ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности»: комментарий директора ГБУК «Смоленская областная универсальная библиотека» О.Е. Мальцевой.

Федеральный закон «О противодействии экстремисткой деятельности» № 114 вступил в силу 25.06.2002 г. В соответствии со статьей 13 данного закона на территории Российской Федерации запрещается массовое распространение экстремистских материалов, а также их хранение. Материалы, признанные экстремистскими решением суда по месту их обнаружения, подлежат немедленной конфискации. Информация о судебном решении передается в федеральный орган государственной регистрации - Министерство юстиции РФ. На основе полученных сведений формируется «Федеральный список экстремистских материалов», который размещен на сайте по адресу: http://www.minjust.ru/nko/fedspisok/. На сегодняшний день Федеральный список экстремистских материалов составляют около 1500 наименований. Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это книги, брошюры, выпуски и отдельные статьи из журналов и газет, листовки, интернет-сайты, видео, плакаты, лозунги. Достаточно широк и спектр авторов, чьи произведения по тем или иным причинам суды запретили. Среди них – политические и религиозные деятели, публицисты, журналисты, также анонимы, пишущие свои обращения.

Российские библиотеки оказались в ситуации, когда, в соответствии с законом «О противодействии экстремисткой деятельности», прокуратура требует избавиться от литературы, внесенной в «Федеральный список экстремистских материалов». С другой стороны, в соответствии со статьей 12 ФЗ-№78 «О библиотечном деле», «не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам», также п. 2 ст. 20 гласит: «Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов…». К сожалению, ФЗ-№114 не дает четкого определения понятия массового распространения экстремистских материалов. В сложившейся ситуации все библиотеки России, а в конкретном случае, ГБУК «Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского», оказались заложниками несоответствия в требованиях законодательной и исполнительной властей.

9 августа 2012 года в библиотеке представителями УМВД России по Смоленской области были обнаружены и изъяты книги в количестве 5 экземпляров, включенные в Федеральный список экстремистских материалов.

Вся изъятая  литература поступала в библиотеку в основном в 1994-1997 годах, до принятия ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности». Четыре из пяти книг в библиотеку поступили как обязательные экземпляры документов. Данные книги хранились в книгохранилище, одна – в закрытом фонде читального зала. Книги спросом не пользовались, а с  2005 года, т. е. после опубликования Федерального списка  экстремистских материалов,  не выдавались. Забавная деталь – за восемь лет некий «бдительный» читатель стал первым, кто почему-то захотел почитать именно эти книги.

По итогам проверки Прокуратуры Смоленской области по факту хранения и распространения в библиотеке литературы, включенной в Федеральный список экстремистских материалов, было возбуждено дело об административном правонарушении директора библиотеки в соответствии со ст. 20.29 КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) (хранение в целях массового распространения экстремистских материалов). Мировым судом вынесено решение о признании вины директора библиотеки в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29. КоАП, и о наложении штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией книг. С постановлением, вынесенным мировым судьей, я не согласилась, считаю его не обоснованным, так как  суд при вынесении решения руководствовался только  ФЗ №114 «О противодействии экстремистской деятельности»  и КоАП РФ,   не принимая во внимание законодательство, в рамках которого работает библиотека: 

1. Судом не были приняты во внимание положения  федерального и регионального библиотечного законодательства (ст. 20 ФЗ-№78) о том, что областная универсальная библиотека является  центральной региональной библиотекой и  обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям любой документ.

Согласно п.1 ст. 12 ФЗ «О библиотечном деле» №78 от 29.12.1994 г. «не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам».

П.2 ст. 12 этого же Закона регламентирует: «Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие». В п.2,3,4. ст. 7 ФЗ-78 говорится о бесплатном свободном доступе к фондам и каталогам.

В соответствии с пп.4.п.7.ст.7 ФЗ №78 Библиотека бесплатно предоставляет во «временное пользование любой документ из библиотечных фондов», и в соответствии с п.6.ст.12 «О библиотечном деле» библиотека «обеспечивает учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечных фондов...», что является обязанностью библиотеки.

Областным законом №101-з «Об организации библиотечного обслуживания населения Смоленской области...» библиотеке присвоен статус центральной библиотеки региона.   Библиотека на основе федерального, регионального законодательств, Устава, выполняет функции депозитария, единственного и главного книжного хранилища области. В соответствии с ОЗ-117 «Об обязательном экземпляре документов Смоленской области» библиотека обязана хранить обязательный экземпляр документов.

2. В работе с Федеральным списком экстремистских материалов библиотека руководствовалась инструкциями и Методическими рекомендациями, разработанными федеральными библиотеками – методическими центрами, согласованными с Министерством культуры РФ, в которых прописан механизм хранения и выдачи данной литературы. Библиотеки, имеющие статус государственных, – библиотеки федерального уровня (Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека и др.) не изымают из своих фондов и электронных каталогов данную литературу. На сегодняшний день  эта  литература представлена в сводных электронных каталогах Российской национальной, Российской государственной библиотек, в общероссийской библиотечной базе «ЛИБНЕТ».

3. В судебном постановлении указано, что директором допущено хранение в целях массового распространения экстремистских материалов. Но в материалах суда нет подтверждения фактов массового распространения экстремистских материалов.  Материалами суда также не подтверждается цель хранения экстремистской литературы - как для массового распространения. Библиотека не занимается ни хранением, ни распространением экстремистских материалов, тем более в целях массового распространения. Библиотека – государственное бюджетное учреждение культуры, учредителем которого является Администрация Смоленской области. Библиотека строит свою деятельность в рамках федерального, областного законодательств, Устава учреждения.  

Считаю, что ГБУК «Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского», имеющая статус центральной библиотеки региона, являющаяся депозитарием, должна иметь возможность хранения всей издаваемой печатной продукции, в том числе данной литературы, в научных целях.

До тех пор, пока ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности» находится в противоречии с законом «О библиотечном деле», пока не будет подзаконных актов, касающихся библиотек, имеющих статус центральных, а также разъяснений и комментариев на федеральном уровне, на руководителей библиотек будут и дальше налагаться штрафы. Наша библиотека, как и многие библиотеки России, оказалась заложницей ситуации, когда полностью отсутствует координация на законодательном уровне.

Европейской комиссией за демократию через право (ВЕНЕЦИАНСКАЯ КОМИССИЯ) на 91-й сессии (15-16 июня 2012) принят документ по поводу ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности». С точки зрения Комиссии, данный закон вследствие широкого и неточного словоупотребления, в особенности в «основных понятиях», определяемых в Законе, таких как определение «экстремизма», «экстремистской деятельности», «экстремистских организаций» или «экстремистских материалов», - предоставляет слишком широкое усмотрение в своём толковании и применении, что ведёт к произволу». Также, по мнению Комиссии, «не вся деятельность, которая определена в Законе как экстремистская и которая даёт властям основание принимать меры профилактики и пресечения, содержит в себе элемент насилия и определена с достаточной чёткостью...».