Урок духовной культуры «Откуда есть пошла русская земля»
14 мая 2018 года в Литературной гостиной Смоленской областной универсальной научной библиотеки им. А. Т. Твардовского состоялся урок духовной культуры «Откуда есть пошла русская земля», посвященный 1030-летию Крещения Руси, которое произошло в правление князя Владимира Святославовича. Вела урок главный библиотекарь отдела массовой работы Валентина Владимировна Степанова. Её рассказ сопровождался презентацией.
Великий князь Владимир был сыном князя киевского Святослава Игоревича и Малуши, которая работала у княгини Ольги ключницей. Историкам, к сожалению, не удалось точно узнать дату рождения Владимира, однако большинство исследователей сходятся на том, что это случилось около 960 года. При этом, несмотря на то, что по русской традиции социальный статус должен был определяться по отцу, обидное для мальчика прозвище «рабичич» преследовало его не один десяток лет. В 970 году юный Владимир был оставлен княжить в Новгороде. Его наставником стал верный воевода Добрыня, приходившийся ему дядей. Уже через два года его брат Святослав погибает, а киевский престол переходит его другому брату Ярополку.
Биография Владимира полна событий. В итоге военных действий против поляков князю удалось присоединить к владениям Киевской Руси несколько крупных городов. В 981 и 982 годах он смог усмирить вятичей, а в 983 году открыл путь к Балтике, захватив территории племени ятвягов. В следующем году он покорил радимичей, а через год победил волжских болгар. В 992 году князь подчиняет Руси хорватов. Так как многожёнство до христианства было волне уместным явлением, то сам князь имел пять жён, от которых имел дюжину сыновей. Всем им Владимир раздал по городу для дальнейшего княжения. Также у князя было огромное количество наложниц. До середины X века на Руси господствовало язычество. У славян существовал собственный пантеон, в который входили Перун, Семаргл, Стрибог, Хорос, Даждьбог, Мокошь.
В самом начале своего княжения великий князь Владимир был ярым язычником. Он пытался реформировать старую веру, воздвигнув в Киеве капище самых почитаемых богов, которым приносились большие жертвы (в том числе и человеческие). Однако на тот момент в городе и околицах (даже в княжеской дружине) было уже немало людей, принявших новую христианскую веру, а соседи Киевской Руси постоянно присылали послов, стараясь переманить Владимира в свою религию. Но укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин Крещения Руси.Результатом всего этого стало так называемое «испытание вер» в 986 году, в итоге которого в качестве единой религии было принято христианство по восточному образцу, а сам князь принимает христианское имя Василий при крещении. Подробно выбор Владимиром веры описывается в «Повести временных лет». Согласно летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. Датой Крещения Киевской Руси считается именно 988 г.
Историческое значение Крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 г. Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий Крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры это событие также стало эпохальным. Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) является одной из важнейших вех в истории нашей страны.
Ведущая ответила на вопросы студентов педагогического колледжа. Все присутствующие на уроке ознакомились с книжной выставкой «И была крещена Русь…». Преподаватель колледжа Власова А. Ю. отметила особую важность темы урока духовной культуры для будущих педагогов.
- Добавить комментарий
- 574 просмотра