Урок духовной культуры «Донская икона Божией Матери»
6 сентября 2016 года в 12.00 библиотеке состоялся урок духовной культуры «Донская икона Божией Матери», подготовленный кафедрой православной культуры совместно с духовенством Свято-Успенского кафедрального собора. В литературной гостиной собрались студенты 2-го курса педагогического колледжа, учащиеся 8-х классов средней школы № 33, их педагоги, читатели кафедры православной культуры.
Ведущая, Елена Николаевна Клочкова, заведующая отделом абонементов, в приветствии к собравшимся отметила, что 1 сентября вместе с началом учебного года в православном мире прошло празднование одной из самых чтимых в России чудотворных икон – Донской иконы Пресвятой Богородицы, и предоставила слово священнику. Отец Геннадий (Дегтяр), исполняющий обязанности руководителя отдела Смоленской епархии по взаимодействию с казачеством, настоятель храма Всех Святых в земле Смоленской просиявших, рассказал об иконе Богородицы «Донская».
Донская икона по своей композиции принадлежит к типу «Умиление», написана она предположительно Феофаном Греком. По преданию, икона была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы, а ранее она хранилась в городе Сиротине, куда приплыла по реке.
Иконе суждено было стать боевым знаменем русских воинов на Куликовом поле – она была укреплена на древке как хоругвь и пронесена перед войском, выстроившимся в боевой порядок перед сражением. В разгар битвы святыня находилась среди воинов, вдохновляя их на победу. И 8 сентября 1380 года несметные полчища Мамая были разбиты.
После сражения князь Дмитрий торжественно внес икону в Москву и поместил ее в Кремле. С тех пор святыня стала именоваться Донскою и не раз присутствовала в битвах.
Царь Федор Иоаннович распорядился перенести Донскую икону из Кремля в место расположения оборонительного отряда. Со святыней совершили крестный ход вокруг городских стен. И Богородица явила чудо: полки неприятеля дрогнули, устрашенные какой-то невидимой силой. Враг бежал с поля битвы, оставляя убитых и раненых, бросая оружие. После одержанной победы крымские татары больше никогда не дерзали воевать с Москвой. В благодарность за победу был воздвигнут храм во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы, вокруг которого вскоре обосновался монастырь.
В наши дни первообраз Донской иконы хранится в Третьяковской галерее Москвы, а в московском Донском монастыре находится чудотворный список с этой иконы конца XVI века. По многолетней традиции к 1-му сентября первообраз Донской иконы доставляют в монастырь, где совершается Божественная литургия.
По благословению патриарха Кирилла день Донской иконы Божией Матери также объявлен главным праздником православного казачества. Казачество дало истории Российской державы немало великих личностей, которыми с полным на то правом может в веках гордиться наше Отечество: это и былинный богатырь Илья Муромец, патриархи Гермоген и Димитрий Ростовский, первопроходцы – атаман Ермак Тимофеевич (Тимофеев), Семен Дежнев, Владимир Атласов, Иван Козыревский, предводитель казацко-крестьянского восстания на Смоленщине в 1632–1634 годах Иван Балаш, герой Первой мировой войны Кузьма Крючков, Герой Советского Союза Дмитрий Михайлович Карбышев и многие другие.
Казачество сыграло определенную роль и в исторических судьбах Смоленщины.
Донские сотни участвовали в обороне Смоленска от войск польского короля Сигизмунда III. В течение ХVIII в. смоленские казаки участвовали практически во всех военных компаниях (Северная война, Семилетняя война, Турецкие войны, походы Суворова).
Большой след оставили казаки в истории войны 1812 г. Казаки вошли и в состав Вяземского ополчения (еще в конце ХVII в. в окрестностях Вязьмы поселился казачий атаман Влас Никитич Баврин, которому была передана пустошь под названием «Бозня», ставшая одноименной деревней). В ополчение вошли казаки, осевшие на Смоленщине после разгона Запорожской Сечи в 1775 году. С началом войны атаман М. И. Платов, командуя казачьими полками легкого корпуса, прикрывал со стороны Поречья и Рудни отступление русской армии, а после сражения под Смоленском 4–6 августа, составлял арьергард армии. 22 октября помог М. А. Милорадовичу разбить под Вязьмой французское войско. Граф В. В. Орлов-Денисов, командуя лейб-гвардейским казачьим полком, захватил тайную канцелярию Наполеона, а около с. Ляхово (примерно в 90 км от Смоленска), вместе с другими армейскими партизанскими отрядами принудил сдаться в плен двухтысячную бригаду генерала Ожеро Денис Давыдов, в отряде которого были казаки.
Большое количество казаков появилось на Смоленщине после Октябрьской революции: они спасались от геноцида, устроенного большевиками против казачества. В период Великой Отечественной войны тысячи казаков погибли на Смоленщине в боях с фашистами (казачьи дивизии Л. М. Доватора и П. А. Белова; осенью 1943 г. Смоленск освобождал Кубанский казачий кавалерийский корпус).
Казачьи «следы» просматриваются в названиях многих смоленских сел и деревень (Казаки, Казаковка, Казаково и др.).
В настоящее время смоленские казаки чтут традиции, пропагандируют патриотические воспитание, здоровый образ жизни и готовы оказать содействие в охране общественного порядка и защите населения от преступных посягательств, помня о добрых примерах того, как представители казачества самоотверженно несли воинскую службу, защищали Святую Русь, не щадя своей жизни.
В заключение Отец Геннадий тепло поздравил учащихся с новым учебным годом и благословил на учебу, пожелав им помощи Божией и успехов в приобретении необходимых знаний на благо нашей Родины.
Ведущая, Е. Н. Клочкова, обратила внимание присутствующих на выставку «Донская икона Божией матери – защитница земли русской» и рассказала о представленной на ней исторической литературе о князе Дмитрии Донском, Куликовской битве, а также о православных изданиях, подчеркнув при этом, что книги, представленные на выставке, – это лишь малая часть от фонда, имеющегося на кафедре православной культуры, который составляет более трех тысяч изданий. Обзор литературы сопровождался демонстрацией презентации «Донская икона Божией матери». «Представленные на выставке прекрасные книги – это наше богатство, но наиболее ценные издания собраны в кабинете редкого фонда», – отметила ведущая и предоставила слово заведующей кабинетом редкого фонда Смоленской областной универсальной библиотеки им. А. Т. Твардовского Наталье Валентиновне Донской. С большим вниманием собравшиеся слушали ее рассказ о книжных редкостях четырех столетий, находящихся в фондах библиотеки, об уникальных книгах, среди которых немало духовной литературы. Знакомство с книжными редкостями позволяет высоко оценить книгу как исторический факт, отражающий время, как произведение искусства и культуры, как свидетельство жизни народа.
Присутствовавшие в зале педагоги отметили, что такие мероприятия, как урок духовной культуры очень полезны. Совместные усилия церкви, библиотек и общеобразовательных учреждений в состоянии позитивно изменить духовный мир нашей молодежи.
- Добавить комментарий
- 1031 просмотр