Литературный герой - Василий Тёркин

Василий Теркин как центральный персонаж одноименной поэмы А. Т. Твардовского, одного из главных произведений в его творчестве. Художественные произведения, посвященные Теркину: иллюстрации известных советских художников к поэме, афиши спектаклей, памятники. История создания образа Теркина.

Как появился "Вася Теркин"

Опубликовано admin - ср, 11/25/2020 - 13:10

Из книги Александра Твардовского "Как был написан "Василий Теркин" (ответ читателям)" (фрагмент):  

 Попробую рассказать о том, как "образовался" "Теркин".
"Василий  Теркин",  повторяю,  известен  читателю,  в  первую   очередь
армейскому, с 1942 года. Но "Вася Теркин" был известен еще с 1939-1940  года
- с периода финской кампании. В то время в  газете  Ленинградского  Военного
Округа "На страже Родины" работала группа писателей и поэтов: Н. Тихонов, В.
Саянов, А. Щербаков, С. Вашенцев, Ц. Солодарь и пишущий эти строки.
Как-то, обсуждая совместно с работниками  редакции  задачи  и  характер
нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде
"уголка юмора" или еженедельного коллективного фельетона, где были бы  стихи
и картинки. Затея эта не была новшеством  в  армейской  печати.  По  образцу
агитационной работы Д. Бедного и В. Маяковского  в  пореволюционные  годы  в
газетах была  традиция  печатания  сатирических  картинок  со  стихотворными
подписями, частушек, фельетонов с продолжениями с обычным заголовком  -  "На
досуге", "Под красноармейскую гармонь" и т. п. Там были иногда  и  условные,
переходящие из одного фельетона  в  другой  персонажи,  вроде  какого-нибудь
повара-весельчака, и характерные псевдонимы, вроде Дяди Сысоя,  Деда  Егора,
Пулеметчика Вани, Снайпера и других. В моей  юности,  в  Смоленске,  я  имел
отношение к подобной литературной работе в окружной "Красноармейской правде"
и других газетах.
И вот мы, литераторы, работавшие в редакции "На страже Родины",  решили
избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных
стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый  боец,
фигура условная, лубочная. Стали придумывать имя. Шли  от  той  же  традиции
"уголков юмора" красноармейских газет, где тогда были в ходу свои  Пулькины,
Мушкины и даже Протиркины  (от  технического  слова  "протирка"  -  предмет,
употребляющийся при  смазке  оружия).  Имя  должно  было  быть  значимым,  с
озорным, сатирическим оттенком. Кто-то предложил назвать нашего героя  Васей
Теркиным, именно Васей, а  не  Василием.  Были  предложения  назвать  Ваней,
Федей, еще как-то, но остановились на Васе, Так родилось это имя.


Вася Теркин 1940 года
Вася Теркин? Кто такой?
Скажем откровенно:
Человек он сам собой
Необыкновенный.
При фамилии такой,
Вовсе неказистой,
Слава громкая — герой —
С ним сроднилась быстро.
И еще добавим тут,
Если бы спросили:
Почему его зовут Вася — не Василий!
Потому, что дорог всем,
Потому, что люди
Ладят с Васей как ни с кем,
Потому, что любят.
Богатырь, сажень в плечах,
Ладно сшитый малый,
По натуре весельчак,
Человек бывалый.
Хоть в бою, хоть где невесть,-
Но уж это точно:
Перво-наперво поесть Вася должен прочно,
Но зато не бережет
Богатырской силы
И врагов на штык берет,
Как снопы на вилы.
И при этом, как ни строг
С виду Вася Теркин,-
Жить без шутки б он не мог
Да без поговорки...

Большинство фельетонов о Васе Тёркине написал тогда еще не Твардовский, а Николай Щербаков. На то время Твардовский уже написал строки, вошедшие после в поэму со значимым изменением смысла. В 1939 г. Твардовский писал:

Вася Тёркин? Кто такой?
Скажем откровенно:
Человек он сам собой
Необыкновенный.

Позднее, в 1942 г., в поэму эти строки вошли в таком виде:

Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

И тогда же, в 1939 году, появилась серия из шести рисунков. К этой серии стихи написал Николай Тихонов. Придумывали сценарий серии и создавали рисунки художники Вениамин Брискин и Василий Фомичев. Популярность Теркина распространилась по фронту с такой быстротой, что было решено издать рисунки в качестве приложения к газете. К этому изданию С. Я. Маршак специально написал биографию "Василия Ивановича Теркина".

"Книга про бойца" - Василий Теркин как самостоятельный персонаж А. Т. Твардовского

Опубликовано admin - ср, 11/25/2020 - 13:06

Вот как о возникновении нового персонажа, героя поэмы, пишет сам Александр Твардовский:
"Перед весной 1942 года я приехал в Москву и, заглянув в свои  тетрадки, вдруг решил оживить "Василия Теркина".  Сразу  было  написано  вступление  о воде,  еде,  шутке  и  правде.  Быстро  дописались   главы   "На   привале", "Переправа", "Теркин ранен", "О награде",  лежавшие  в  черновых  набросках. "Гармонь" осталась в  основном  в  том  же  виде,  как  была  в  свое  время напечатана. Совсем новой главой, написанной на основе впечатлений лета  1941 года на Юго-Западном фронте, была глава "Перед боем". Перемещение героя из обстановки финской кампании  в  обстановку  фронта Великой Отечественной войны сообщило ему совсем иное, чем  в  первоначальном замысле, значение. И это не  было  механическим  решением  задачи.  Мне  уже приходилось говорить в печати о том,  что  собственно  военные  впечатления, батальный фон войны 1941-1945 годов  для  меня  во  многом  были  предварены работой  на   фронте   в   Финляндии.   Но   дело   в   том,   что   глубина всенародно-исторического  бедствия  и  всенародно-исторического  подвига   в Отечественной войне с первого дня отличила ее от каких бы то  ни  было  иных войн и тем более военных кампаний. <...> Как бы в шутку над самим собой,  над  своим  замыслом  я  набросал строчки  о  том,  что  эта  "книга  про  бойца,  без  начала,  без   конца". Действительно, было "сроку мало начинать ее сначала": шла война, и я не имел права откладывать  то,  что  нужно  сказать  сегодня,  немедленно,  до  того времени, как будет изложено все по порядку, с самого начала. <...> Жанровое обозначение "Книги про бойца", на котором  я  остановился,  не было результатом стремления просто избежать обозначения "поэма", "повесть" и т. п. Это совпадало с решением писать не  поэму,  не  повесть  или  роман  в стихах, то есть не то,  что  имеет  свои  узаконенные  и  в  известной  мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У  меня  не  выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил "Книгой про бойца". Имело значение в этом выборе то особое, знакомое мне с  детских  лет звучание слова "книга" в устах простого народа, которое как бы  предполагает существование книги в единственном  экземпляре.  Если  говорилось,  сбывало, среди крестьян, что, мол, есть  такая-то  книга,  а  в  ней  то-то  и  то-то написано, то здесь никак не имелось в виду,  что  может  быть  другая  точно такая же книга. Так или иначе, но  слово  "книга"  в  этом  народном  смысле звучит  по-особому  значительно,   как   предмет   серьезный,   достоверный, безусловный."