Юрий Кекшин

 

 

 

  

Но жизнь моя у той черты…

                                               

«Нет у тебя, человек, ничего, кроме души!»

                                                                                                            Пифагор Самосский

 

Мои слова могут показаться циничными, кощунственными и просто  нескромными, но я верю сейчас, как никогда, в окончательную гибель русской поэзии. Мутная пена модерна, неизлечимо зараженная «синдромом Кандинского», докатилась и смертельно поразила русское духовное пространство. Можно согласиться со словами лауреата Нобелевской премии поэта Иосифа Бродского, которые сказал он неспроста, не по своей воле – издали, наблюдая за своей Родиной: «Империи рождают литературу, а демократии – макулатуру», хотя, конечно же, он имел в виду не слом советской империи, а некий более страшный и глубинный процесс распада человеческих душ в эпоху смутных перемен. Но главная причина, скорее всего, не только в этом. Самых лучших, самых искренних и великих поэтов России, каковыми были и остаются Пушкин, Блок, Пастернак, Твардовский и многие другие, заслужившие в прошлые века уважение, любовь народа и небес, отличало святое трепетное отношение к Слову и великий каторжный труд над ним. Для абсолютного большинства ныне пишущих, считающих себя в душе и любящих непозволительно часто публично называть себя поэтами, стихотворцев Слово перестало быть святым, они используют его, как инструмент своего тщеславия и поверхностного нетяжелого труда над рифмой в утренние, дневные и вечерние часы досуга. На современном уродливом толкучем базаре литературы почти не осталось места настоящим художникам Слова. Нерукотворный памятник русской поэзии стоит сейчас в пустыне духовного одичания и невежества. Ох, как трудно найти и прочитать у кого-нибудь из пишущих современников чистую талантливую строку, не говоря уже о стихотворении и, тем паче, поэтическом сборнике!

И поэтому чудесным и радостным открытием для меня явилась книга смоленского поэта Владимира Макаренкова «Земли касается душа», увидевшая свет летом 2006 года. Вернее, не открытием, а ослепительным откровением. Я и ранее был знаком с его творчеством и меня всегда поражал его удивительно тонкий поэтический слух, явление нечастое даже у маститых поэтов. Но знакомство это было выборочным, стихотворения его, которые я читал в альманахах,  антологиях и на страницах газет, были написаны им в прошлые давние и недавние годы. В эту же поэтическую книгу вошли стихотворения, написанные Владимиром Макаренковым, в последние год-два после довольно длительного творческого молчания. Было бы банально и неправильно назвать мне этот творческий изданный труд Владимира просто удачей. Есть нечто большее на страницах книги, а именно – Поэзия. Настоящая, русская, светлая и горькая. И несомненное мастерство.

Как тут не согласиться с мнением известного филолога и литературоведа В. С. Баевского, высоко оценившего уровень поэзии Владимира Макаренкова (*).

Мистически и тревожно звучит название книги. Я позволю себе процитировать несколько строк из стихотворения «Языческое», на мой взгляд, одно из самых лучших и сокровенных произведений поэта, наиболее полно и драматично раскрывающее его внутренний мир:

Не узнаю знакомых мест.

Кругом – сраженные деревья,

Как древнерусские поверья

В лучах, образовавших крест.

Какая дерзкая рука,

Упав космическою тенью

На эту сказочную землю,

Перекроила все века!?

..............................

Стою, в агонии дрожа.

Глотаю на прощанье слезы.

И веткой сломанной березы

Земли касается душа.

 

Душа человеческая, касаясь любви или ненависти, правды или лжи, памяти или забвения, неба или земли, всегда испытывает боль. Мир Владимира Макаренкова – русский мир и душа его болевыми нитями  прочно связана с этим миром. Его поэзия своими многомерными крыльями соединяет в единую гармонию и высоту небес, и глубинную темень земли, и туманное полузабытое прошлое, и ненадежное будущее. Его стихи больны светлой великорусской грустью, которая, увы, навсегда исчезает из распадающейся души России. Он – из последних. Таковых называли и называют певцами тихой лирики. На мой взгляд, нет ни тихой лирики, ни громкой, как нет «осетрины второй свежести», есть истинная лирика. Владимир Макаренков – певец истинной лирики, умирающей лирики.  «Чиркает о серу мглы» его душа и освещает рожденными в ней светлыми откровениями весь наш мир, стоящий на краю бездны, но пока еще ликом  ко Вселенной:

 

…Но жизнь моя у той черты,

Когда слова любви бесслёзны:

Для белых парусов мечты

Срубаю мачтовые сосны.

 

Трудная мечта поэта – «…В безбрежность синего пространства / Пошире расцарапать щель…». И тут же разгадка этой трудности- «…Я к современности приколот, / Как бабочка к стене иглой…»

Попытка вырваться из объятий действительности через мучительно узкие врата творчества к разгадке тайны гармонии – им самим выбранный и утвержденный его сердцем путь. И, пусть этот путь неведом и непонятен другим, но:

 

…И все, что было светлого со мной,

Оплачено сполна в небесной кассе,

Уложено для жизни неземной.

Хоть завтра отправляйся восвояси.

 

Поэт понял и уяснил главное: высший вершитель и судья его творчества, его поэзии – небеса. Только им дано единственное право дарить бессмертие или обрекать на забвение. Предвижу возражение: а народная любовь, народная память? А не наши ли души частичка этих самых небес? И разве мало примеров, когда произведения настоящих писателей и поэтов, прошедших сквозь земной ад и забвение, непостижимым образом до сих пор сияют «лучами света во мгле». Их рукописи  «не сгорели» - небеса так решили. Но небеса строги и объективны, выдавая пропуск в бессмертие. Один звук, одна интонация лжи, малодушия и лицемерия при работе над Словом – кощунство для них. Познал эту истину неба и Макаренков: «Пока слова в душе не перебродят, / Не выпускаю их на суд людей…». Добавлю от себя: а, значит, и на суд небесный. И, как точно, как сильно, как верно: «Удары сердца мерно выкуют глагол…»! И не только удары сердца, но и невыразимо мучительный труд души, и «…Судьбы надрезанная вена…»

Нервные искренние вершинные строки поэт в своей книге посвятил памяти ушедшей за край этого света матери. Прекрасны, чисты и свежи его стихи о Родине и о Роде – отце, жене, детях.

Владимир Макаренков угадал свой Божий промысел. В технике стихосложения, в образности он – Мастер. В мироощущении, сердцем – Поэт. Конечно, не все его стихи в книге равноценны, но книга наполнена, и очень, веществом по имени Поэзия. И, зная его не понаслышке, а близко, верю, не сомневаясь, что ждут его новые творческие озарения!

 

 

* Примечание:

• В. С. Баевский, Поэзия из гримасы быта // газета «Рабочий путь», № 187 (24933),  29.08.2006;

• В. С. Баевский, Честно, искренне, вдохновенно // Русская филология: Ученые записки. – Смоленск, СГУ, 2006. – С. 196–199.