С солнцем в сердце
Книга «Земли касается душа» – итог девятилетней работы поэта
Владимира Макаренкова.
С
первых строк замечаешь, как он умело, ненавязчиво пользуется
средствами звуковой организации стиха. Чаще всего
употребимы «звуковые скрепы» (термин Е. Невзглядовой)
двух-трёх слов: «веет ветхостью», «отстукивал текстовку»,
«беззаботны обезьяны», «вдоль речки с рачевнями». Таким
образом проявляется важный поэтический приём парономазии –
смыслового сопоставления близких по звучанию слов. Гораздо
реже аллитерация охватывает целую стихотворную строчку.
Изредка мелькают красивые ассонансы – инструментовка стиха
на гласных звуках: «Млечности сельских огней».
Макаренков не боится выбирать подчеркнуто простые, даже
приблизительные рифмы, как крайность назову «вижу – слышу»,
«родной – прямой». Для чего? Во-первых, он сознательно
отделяет себя от поэтов-«рафинэ»: «Салонное стихотворенье –
Плод долгих поисковых мук». Действительно, трудно после,
например, Д. Минаева, написавшего: «Зазвонил к обедне
колокол, / Кот в то время молоко лакал» создать что-нибудь
этакое... Во-вторых, не рифмой единой держится
стихотворение. К тому же В. Макаренков идёт в русле поисков
современных поэтов, подбирающих свежие рифмы среди неточных:
Ах, неожиданная рифма
И
знак метафоры под ритм
Вас отыскать – не труд Сизифа, –
Перелопатить лабиринт.
А
метафорам поэта, которые для него тоже не самоцель, не
перегружают стиховую ткань, можно позавидовать. «За окном
слепящий ножик / Точит темнота...» – это о молнии. Дождь
для Макаренкова – «водные гусли», древесная кора –
«ствольная кожа», земля – «небесное дно». Такие находки
обновляют стих, остранняя его.
Не исключено, что название своей теории остраннения В. Б.
Шкловский позаимствовал в поэзии – у своего старшего
современника Александра Блока, создавшего яркий образ:
Случайно на ноже карманном
Найдешь пылинку дальних стран –
И
мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
В
принципе, остраннение можно понимать расширительно: это
новизна в организации любого уровня текста – от звукового
строя до темы и идеи.
Лишь на лексическом и синтаксическом уровне попытки
остраннить мир и стих у Макаренкова единичны. Укажем
новообразование «листопаденье» и двустишие «И поэтому
кружится голова / На недобрые и добрые слова», в котором по
правилам русской речи предлог «на» следовало бы заменить
предлогом «от». Но именно из-за таких речевых
неправильностей (естественно, не только и не столько
поэтому) Борис Пастернак, приобретал свое поэтическое лицо.
Не чужды они и другим выдающимся поэтам.
Однако главные поиски и достижения автора лежат в области
создания поэтического образа. Образная система В.
Макаренкова пронизана свежестью, новизной восприятия мира.
Именно она придаёт обаяние его поэзии:
И
солнышко белой заплаткой
На синем брезенте небес
Засветится, как под палаткой,
Поставленной наспех на лес.
Бич нашей современной поэзии – плоскомыслие. Что нового
можно, казалось бы, сказать о том, как наши российские
мужики разговоры разговаривают? Макаренков находит: «Жгут
разговор у костра». А вот о баньке да посиделках после нее:
«Ой ты, русский всеспасительнейший дар – / Набирать да
выпускать горячий пар!»
Солнце, огонь в печи, «в сумерках звезда», свет в окошке,
«волшебное огниво» для поэта символы жизни. Они присутствуют
почти во всех стихотворениях сборника. И присутствуют ярко.
«Солнце фонтанит» – так до Макаренкова, кажется, никто не
смог сказать. Нет света – и
Серое небо, серый асфальт,
Серые улицы, серые дни.
Осени серой вовсе не жаль.
Жаль этой бедной серой страны.
Несколько отвлечемся. Во времена Блока о конкретных
«мерзостях жизни» писали все газеты и все поэты, в том числе
и пролетарские. Кого из них, кроме Саши Чёрного, мы помним?
А блоковские характеристики той поры: «Страшный мир! Он для
сердца тесен...», «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас,
надежды ль весть?» – незабываемы. Создать обобщенный образ
страны, эпохи – высшее, чего может достигнуть поэт.
Макаренкову такое удается:
Эпоха глобального потепления.
А
морозы настоящие.
Крещенские.
Россия уткнулась в воротник городов.
Но холод шаловливо донимает
через пустые рукава деревень.
Судьба России, чувство родного дома, трепетное отношение ко
всему живому, доброта в людских взаимоотношениях – главное
в мироощущении Макаренкова.
Прослеживается связь его творчества с плодотворным для нашей
поэзии направлением «тихой лирики», берущей начало с 60-х
годов прошлого века:
Этот город деревянный на реке,
Словно палец безымянный на руке.
……………………………………
Деревянное Отечество стоит.
(Олег Чухонцев)
Почерневший дощатый забор. А за ним
появляются, глаз веселя,
чей-то беленький дом,
чей-то синенький дым,
чьи-то пряменькие тополя.
(Леонид Козырь)
Я
не знаю, я не знаю,
Почему я вспоминаю
Эту старую избу,
Немудреную резьбу.
(Владимир Макаренков)
Это лишь одна пунктирная связующая нить. А их много. |