| 
					
					  
					
					
					Редколлегии альманаха «Под часами» 
					
					
					   
					
					Я 
					сомневалась, написать ли Вам о том впечатлении, которое 
					сложилось после ознакомления с очерком военного писателя, 
					уже ушедшего из жизни, Якова Ивановича Макаренко «Земля – 
					радость!..», опубликованном в альманахе «Под часами» (2005, 
					№4, с. 169–174) или воздержаться, но все же решила, что 
					лучше высказаться, потому что очерк серьезный и заслуживает, 
					чтобы на него обратили внимание. К тому же отдельные 
					положения его содержания нуждаются в пояснении или 
					уточнении. 
					
					
					Очерк журналиста «Правды» Я. И. Макаренко интересен 
					документальной основой – встречей с А. Т. Твардовским 15–19 
					декабря 1945 г. в Смоленске на слушании судебного процесса 
					над фашистскими военными преступниками. А. Т. Твардовский 
					представлял газету «Известия». 
					
					В 
					один из дней Александр Трифонович пригласил Я. И. Макаренко 
					и Н. И. Рыленкова на ужин к своим старикам-родителям, 
					которых он перевез из деревни, где они пережили двухлетнюю 
					немецкую оккупацию и поселил по разрешению военного 
					коменданта освобожденного Смоленска генерала Сухомлина в 
					квартире чудом уцелевшего дома в Запольном переулке (дом №4, 
					кв. 26). Это событие в жизни семьи родителей поэта произошло 
					27 сентября 1943 г. 
					
					
					При чтении очерка невольно замечаешь неточности в изложении 
					фактов, несоответствие их реальному времени тех лет. Автор 
					писал: «...и вот мы все трое на Запольной, в квартире 
					Твардовских. Она невелика... Обстановка самая скромная... 
					Что было в квартире лучшего, забрали гитлеровские 
					погромщики...» (с. 171), т. е. Я. И. Макаренко считал, что 
					семья родителей поэта жила до войны в этом же доме, что 
					абсолютно неверно. 
					
					
					До войны родители Александра Трифоновича жили на улице 
					Краснознаменной, на первом этаже двухэтажного деревянного 
					дома в 15-ти метровой комнате, которую им передал сын 
					Александр, переезжая в Москву учиться в ИФЛИ. Дом этот был 
					полностью уничтожен во время бомбежек города в первые недели 
					войны. 
					
					
					Между встречей с А. Т. Твардовским и его родителями в 1945 
					г. и подготовкой очерка в 90-х годах довольно немалый разрыв 
					во времени, более сорока лет. Возможно, что в блокноте 
					журналиста что-то сохранилось из записей тех лет, но 
					вероятнее все же, что он пользовался своей памятью, что-то 
					вспомнил, что-то прочитал у других. Очерк благожелательный, 
					написан умный, добрым писателем, отношения между поэтом и 
					его родителями рисует верными по духу, теплыми и 
					по-настоящему близкими. 
					
					
					Я. И. Макаренко запомнил душевную беседу Александра 
					Трифоновича с родителями. Диалог между сыном и отцом 
					воспроизводится вполне достоверно (с. 172), понятно, 
					конечно, что не совсем в тех словах и выражениях, которые 
					тогда звучали, но суть сохранена. Трифон Гордеевич говорил 
					легко, красиво, интересовался современной жизнью и всегда 
					мог свободно высказать собственное мнение, задать вопрос, 
					послушать собеседника. 
					
					В 
					очерке допущена полная недостоверность в изложении факта 
					якобы жизни родителей поэта на хуторе во время войны. Автор 
					писал, что «... они жили на хуторе Загорье в Починковском 
					районе. Но его дотла сожгли фашисты» (с. 171). По его 
					мнению, хутор Загорье сохранился в нетронутом виде до 
					оккупации Смоленщины фашистами, разрушившими его. Он 
					полагал, что родители поэта после войны хотели вернуться в 
					деревню и жить там. Он вкладывает в уста Марии Митрофановны 
					слова: «Нам бы, Саша, уехать в Загорье...» (с. 173). И далее 
					«додумывает» за Александра Трифоновича и приводит вроде бы 
					его слова: «Понимаю тебя, мама. Но жить и работать в Загорье 
					вам с отцом не под силу. Вы же сами видели, во что 
					превратили хутор фашистские разбойники. Пепел да битые 
					кирпичи. Живите в городе. Обживетесь, привыкнете » (с. 174). 
					
					
					Хутор Загорье, как таковой, перестал существовать в 
					1931–1932 гг., когда сельсовет разобрал и перевез дом и 
					хозяйственные постройки в другую деревню. Остались только 
					посадки деревьев, бывшие на хуторе Твардовских – аллейка из 
					берез, яблоневый садик, сирень, колодец с березкой и рябиной 
					возле него, да сажалка, выкопанная Трифоном Гордеевичем 
					вместе с сыновьями. 
					
					В 
					1939 г. А. Т. Твардовский писал: 
					
					  
					
					
					«О детство! Смех и горе! 
					
					
					Десятою травой 
					
					
					На хуторе Загорье  
					
					
					Порос участок мой. 
					
					  
					
					
					Ни знака, ни приметы 
					
					
					Бывалой не найдешь, 
					
					
					Ни Белой горки нету, 
					
					
					Ни Желтой горки – рожь, 
					
					
					Высоко, гордо вскинув 
					
					
					Свой голос молодой, 
					
					
					Границы хуторские 
					
					
					Укрыла под собой. 
					
					  
					
					
					............................................ 
					
					
					На хутор свой Загорье – 
					
					
					Второй у батьки сын – 
					
					
					На старое подворье 
					
					
					Пришел, стою один. 
					
					
					Стою во ржи молочной, 
					
					И 
					так далек, далек 
					
					
					Глухой, чудной, нарочный 
					
					
					Наш хутор-хуторок. 
					
					  
					
					
					Сошло, прошло, забыто, 
					
					
					Давно, как пыль дождем, 
					
					К 
					земле сырой прибито, 
					
					
					Пластом земли покрыто, 
					
					И 
					дымным цветом жито 
					
					
					Цветет на месте том.» 
					
					  
					
					В 
					художественном очерке, естественно, автор со своей точки 
					зрения представляет материал, с которым хочет познакомить 
					читателей. Но в конкретном случае, который затрагивает 
					реальные события жизни родителей поэта, он как говорится, 
					«пересолил», «перебрал». Это связано с тем, что мечты 
					родителей о жизни в Загорье в 1945 г. просто не могли 
					возникнуть. Все члены семьи Трифона Гордеевича стали 
					горожанами в 1936 г., когда окончательно поселились в 
					Смоленске по желанию сына Александра, которое совпало с 
					родительским, возвратившись из села Русский Турек Вятского 
					(тогда Кировского) края, где работали как вольнонаемные 
					рабочие. Трифон Гордеевич работал в кузнице, Мария 
					Митрофановна и дочь Анна на предприятии «Заготзерно». 
					Младшие дети учились в школе. 
					
					
					Семья Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны навсегда 
					рассталась с Загорьем в конце апреля 1931 г. не по своему 
					желанию, а была безосновательно, никогда не используя 
					наемную рабочую силу и обладая небольшим хозяйством, 
					несправедливо зачислена в число кулаков и выслана на Урал. 
					А. И. Солженицын в «Архипелаге Гулаг» на примере жестокой 
					трагедии семьи Твардовских рассказал всему миру об этой 
					жертве коллективизации, как и о миллионах других 
					крестьянских семей. 
					
					
					Реабилитирована семья Трифона Гордеевича и Марии 
					Митрофановны Твардовских вместе с шестерыми детьми, 
					испытавшими на Урале непосильную работу, голод, тиф, полное 
					истощение и многое другое, 30 января 1996 г. решением УВД по 
					Смоленской области. 
					
					
					Автор очерка на основании известной фотографии семьи 
					Твардовских 1916 г., воспроизводимой во многих изданиях А. 
					Т. Твардовского, называет в числе детей только тех, кто 
					запечатлен на этом снимке: Сашу в панамке, который стоит 
					между матерью и отцом. Ваню, на велосипеде, имевшемся для 
					подобных случаев в фотографии И. Горбунова, Анну на руках 
					отца и Костю, стоявшего возле отца. 
					
					В 
					1947 г. Мария Митрофановна за семерых детей – пятерых 
					сыновей и двух дочерей была награждена орденом «Материнаская 
					слава» III степени. 
					
					В 
					очерке упоминается имя Кости, который будто жил в Рудне и 
					молча сидел за столом (с. 171). Этот мелкий эпизод тоже 
					недостоверен. Константин Трифонович закончил войну в 
					Берлине, был демобилизован из армии в конце 1945 г. и уехал 
					к жене Евдокии Кононовне на Кубань, где жил до войны. Для 
					встречи с родителями он приезжал позднее и окончательно 
					переехал на Смоленщину с семьей в 1951 г., работал и жил в 
					совхозе «Лонница» Краснинского района. В Рудне никогда не 
					жил. Если бы за столом был Константин Трифонович, он молча 
					бы не сидел, о войне он всегда рассказывал много, 
					содержательно и захватывающе интересно. Как-то его военными 
					рассказами заслушался Дм. Осин у нас на Запольном и просил 
					их записывать, так они поразили его своей правдивостью и 
					живостью. 
					
					
					Автор очерка вероятно видел другого брата – Павла, который 
					после многомесячного лечения в госпитале под Москвой был 
					демобилизован по болезни как инвалид первой группы из-за 
					тяжелой контузии и ранения. 
					
					В 
					конце сентября 1943 г. Александр Трифонович вместе с отцом 
					поехал на корреспондентском «виллисе» в родные места. На 
					месте бывшего когда-то хутора нашли окалину от кузницы, свою 
					сажалку, поросшую дикой травой, возле которой они с отцом 
					сфотографировались, да рассеченный снарядом ствол «Сашиной» 
					яблони, у которого Александр Трифонович снялся вместе с 
					отцом и один сам. Снимки эти известны, особенно тот, где А. 
					Т. Твардовский стоит у ствола когда-то своей яблони. 
					
					
					Память о Загорье и любовь к нему остались навсегда в стихах 
					и прозе А. Т. Твардовского и долго жили в воспоминаниях всей 
					семьи Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны. 
					
					  
					
					
					12.09.2005 Москва 
					
					
					Н. И. Твардовская |