Следовать за поэтом
Давным-давно жил один пророк, который писал свои откровения
в стихах, сотворил целую и очень объемную книгу, но мучался
всю свою жизнь этим самым недугом – сочинительством
ритмических фраз. Очень, видимо, доставала его эта самая
поэзия, раз он даже отвел ей целую главу в своем труде,
назвав ее «Поэты». Сидит, бывало, пророк в своем далеком от
нас и по времени, и по расстоянию, отечестве и рассуждает: «
И поэты – за ними следуют заблудшие. Разве ты не видишь, что
они по всем долинам бродят и что они говорят то, что не
делают, кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела и
поминали Аллаха много. И получили они помощь после того, как
были угнетены, и узнают угнетатели, каким поворотом они
обернутся!»
Не нам судить, только ли заблудшие последовали и следуют еще
и сегодня за этим поэтом, все ли изречения его не
соответствовали собственным деяниям и узнали ли те
угнетатели, упомянутые пророком, каким поворотом они
обернулись. Знаем только, что есть еще в нашем мире люди,
уверовавшие и творящие добрые дела, в том числе и пишущие
стихи, издающие свои книги и продолжающие бродить по всем
долинам, перебирая в уме варианты звучания ритмической речи,
произнося их вслух и увлекающих этими звуками встречных
людей за собою в то неизведанное до самой своей сути и по
сегодня, что зовется «поэзией» и представляет собой особый
мир видения и осмысления жизни. Живет один из таких поэтов и
среди нас, в нашем городе. Ходит каждый день на работу,
улыбается или хмурится при встрече с ним, обсуждает какие
либо новости или проблемы, иногда просто молчит о чем-то, но
смотрит внимательно и пронзительно, словно видит то, что
недоступно обычным смертным. А еще он приходит домой и пишет
стихи, а зовут этого поэта Елена Орлова.
И вот что думает о поэзии Елена:
Поэзия
Очарованным странником
блуждая по извилистым путям
причудливых ассоциаций,
легкой бабочкой перелетая
с
метафоры на метафору,
расцвеченную изощренной фантазией,
жадно вслушиваясь
в
трепетное мерцание изысканных рифм,
упоенно плескаясь в тихой заводи
журчащих ассонансов и аллитераций,
забываешь, как страшен и жесток
окружающий мир.
О, блаженное беспамятство,
как недолго ты длишься!
Очнувшись однажды от блаженного беспамятства, наш
очарованный странник и член союза российских поэтов, Елена
Орлова выпустила свой новый сборник стихов под названием
«Повечерие» (Смоленск. 2005, изд-во «Универсум»), оформив
эту небольшую по объему книгу собственной компьютерной
графикой. Но тот счастливый обладатель одного из экземпляров
этого путеводителя в страну «Поэзия», смело может
отправляться за своим ведущим в «трепетное мерцание рифм»,
чтобы на какое-то время забыть вместе с ним «как страшен и
жесток окружающий мир», еще не догадываясь, каким поворотом
обернется это «упоенное плескание в тихой заводи журчащих
ассонансов и аллитераций». И все же, не буду вводить тебя в
заблуждение, любезный читатель! Не убежать нам от нашего
окружающего мира, как бы мы не пытались упоенно плескаться.
Преломляясь в гранях авторского видения, он все так же будет
следовать за нами неотвязно, дыша нам в затылок и толкаясь,
а когда внезапно обернешься, то вдруг увидишь:
«…Планета со странным названием,
одиноко плывущая в невесомости.
Руины великой империи.
Нищая, заметенная снегом страна.
Серый дом – неприступная крепость
на границе крошечного мирка
площадью в тридцать квадратных метров.»
А
еще узнаешь, что «Жизнь – нетронутый холст. И каждый из нас
– Гойя, заложник безумия и слепоты, рисующий свою судьбу.»
Но автор рисует и пишет картины акварелью, маслом, иногда
просто карандашом, а мы становимся не только любознательными
созерцателями, но и соавторами, ибо невозможно не
участвовать в новом сотворении мира, пытаясь его переделать,
придать ему другое измерение и звучание, ибо в текстах Елены
Орловой несомненно звучит музыка, рожденная фантазией и
душой поэта, которая врывается в твой мир и зовет тебя снова
в дорогу, в блуждание по извилистым путям за лучшей долей,
хотя и хочется порой просто «зашторить окна погасить
светильник ночною птицей пялиться во тьму и слепнуть от
полуденного солнца пытаясь угадать куда ведут истертые от
времени ступени…», но поэт окликает нас и идет вперед, не
оборачиваясь, туда, где «летит к звездам баховская
Пассакалия, будто чья-то неприкаянная душа». И ты веришь
поэту и идешь смело за ним, взирая на мир уже его глазами,
вступаешь на дорогу странствий. И перед тобой чередою
предстают города Европы – фрау Вена, пленительная, не смотря
на преклонный возраст, Париж, хранящий запах детской мечты,
Лондон, в котором есть время понять, что свобода – это
парение, толстый бюргер Берлин, чванливый Мадрид, Будапешт,
где на крутом берегу Дуная поет скрипка о любви черноокой
мадьярки и другие города и страны, куда ведет нас и автора
жажда прекрасного и вдохновенного. И ты снова идешь за
поэтом, иногда возвращаясь на свою родину, чтобы постоять
молча над могилой матери, твоей матери на холме у деревни
Погостище, где рядом еще восемь могил ее близких… А потом
посетить то место, откуда приходит в твои сны уже сама твоя
мать, чтобы снова исчезнуть, и тогда взгляд все чаще
упирается в пустоту – «минуту назад кто-то привычно шел
рядом, и его больше нет. – За что?» Кто ответит? Не
раскисший ли смоленский суглинок – «родимая земелюшка,
кормилица наша», не «моя ли святая Русь, и это небо вечное
над нею», не родной ли до боли город?
«Его имя – Смоленск –
в
мое сердце с рождения вписано,
оно согревало меня
в
странствиях по чужим городам.
Иногда я влюблялась в них,
но этот, единственный,
я
ни на что не променяю
и
никогда не предам.»
Город, где жили, живут и, я уверен, будут жить замечательные
поэты, странно только, что их мало читают, словно боятся
заблудиться на извилистых путях поэзии. И все же, как
прекрасно то, что мы живем рядом с таким поэтом, как Елена
Орлова. Можем взять в руки ее новую книгу стихов, вместе
улыбнуться «стихам выходного дня» в разделе «Усмешка
Пегаса», вновь вслушаться в музыку строк, посвященных
поэтам, музыкантам и художникам, вновь вместе побродить по
улочкам далеких городов и просто повечерить в сумерках между
Светом и Тьмой, еще раз задуматься о смысле бытия и вслед за
поэтом обратиться к Создателю со словами благодарности за
то, что нам даровано Им:
Боже, благодарю Тебя за жизнь
с ее терпким вкусом рая и ада,
благодарю за дар любви,
за счастье мое земное,
за право познать Твою истину;
она мне – награда, отрада.
Ты щедр ко мне.
Чем смогу расплатиться с Тобою?
Только самым бесценным:
добром и любовью.
Прочитав новый сборник поэта Елены Орловой, вдруг начинаешь
ощущать и собственное величие. Достоин ты его или нет, не
тебе судить, но как иначе думать, ведь и с тобой автор
расплачивается самым бесценным: добром и любовью настоящего
поэта, за которым не страшно идти ни по каким извилистым
путям.
В. Лавров |