Владимир Лавров

 

 

 

Следовать за поэтом

 

Давным-давно жил один пророк, который писал свои откровения в стихах, сотворил целую и очень объемную книгу, но мучался всю свою жизнь этим самым недугом – сочинительством ритмических фраз. Очень, видимо, доставала его эта самая поэзия, раз он даже отвел ей целую главу в своем труде, назвав ее «Поэты». Сидит, бывало, пророк в своем далеком от нас и по времени, и по расстоянию, отечестве и рассуждает: « И поэты – за ними следуют заблудшие. Разве ты не видишь, что они по всем долинам бродят и что они говорят то, что не делают, кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела и поминали Аллаха много. И получили они помощь после того, как были угнетены, и узнают угнетатели, каким поворотом они обернутся!»

Не нам судить, только ли заблудшие последовали и следуют еще и сегодня за этим поэтом, все ли изречения его не соответствовали собственным деяниям и узнали ли те угнетатели, упомянутые пророком, каким поворотом они обернулись. Знаем только, что есть еще в нашем мире люди, уверовавшие и творящие добрые дела, в том числе и пишущие стихи, издающие свои книги и продолжающие бродить по всем долинам, перебирая в уме варианты звучания ритмической речи, произнося их вслух и увлекающих этими звуками встречных людей за собою в то неизведанное до самой своей сути и по сегодня, что зовется «поэзией» и представляет собой особый мир видения и осмысления жизни. Живет один из таких поэтов и среди нас, в нашем городе. Ходит каждый день на работу, улыбается или хмурится при встрече с ним, обсуждает какие либо новости или проблемы, иногда просто молчит о чем-то, но смотрит внимательно и пронзительно, словно видит то, что недоступно обычным смертным. А еще он приходит домой и пишет стихи, а зовут этого поэта Елена Орлова.

 И вот что думает о поэзии Елена:

 

 

Поэзия

 

Очарованным странником

блуждая по извилистым путям

причудливых ассоциаций,

легкой бабочкой перелетая

с метафоры на метафору,

расцвеченную изощренной фантазией,

жадно вслушиваясь

в трепетное мерцание изысканных рифм,

упоенно плескаясь в тихой заводи

журчащих ассонансов и аллитераций,

забываешь, как страшен и жесток

окружающий мир.

 

О, блаженное беспамятство,

как недолго ты длишься!

 

 Очнувшись однажды от блаженного беспамятства, наш очарованный странник и член союза российских поэтов, Елена Орлова выпустила свой новый сборник стихов под названием «Повечерие» (Смоленск. 2005, изд-во «Универсум»), оформив эту небольшую по объему книгу собственной компьютерной графикой. Но тот счастливый обладатель одного из экземпляров этого путеводителя в страну «Поэзия», смело может отправляться за своим ведущим в «трепетное мерцание рифм», чтобы на какое-то время забыть вместе с ним «как страшен и жесток окружающий мир», еще не догадываясь, каким поворотом обернется это «упоенное плескание в тихой заводи журчащих ассонансов и аллитераций». И все же, не буду вводить тебя в заблуждение, любезный читатель! Не убежать нам от нашего окружающего мира, как бы мы не пытались упоенно плескаться. Преломляясь в гранях авторского видения, он все так же будет следовать за нами неотвязно, дыша нам в затылок и толкаясь, а когда внезапно обернешься, то вдруг увидишь:

 

«…Планета со странным названием,

одиноко плывущая в невесомости.

Руины великой империи.

Нищая, заметенная снегом страна.

Серый дом – неприступная крепость

на границе крошечного мирка

площадью в тридцать квадратных метров.»

 

А еще узнаешь, что «Жизнь – нетронутый холст. И каждый из нас – Гойя, заложник безумия и слепоты, рисующий свою судьбу.» Но автор рисует и пишет картины акварелью, маслом, иногда просто карандашом, а мы становимся не только любознательными созерцателями, но и соавторами, ибо невозможно не участвовать в новом сотворении мира, пытаясь его переделать, придать ему другое измерение и звучание, ибо в текстах Елены Орловой несомненно звучит музыка, рожденная фантазией и душой поэта, которая врывается в твой мир и зовет тебя снова в дорогу, в блуждание по извилистым путям за лучшей долей, хотя и хочется порой просто «зашторить окна погасить светильник ночною птицей пялиться во тьму и слепнуть от полуденного солнца пытаясь угадать куда ведут истертые от времени ступени…», но поэт окликает нас и идет вперед, не оборачиваясь, туда, где «летит к звездам баховская Пассакалия, будто чья-то неприкаянная душа». И ты веришь поэту и идешь смело за ним, взирая на мир уже его глазами, вступаешь на дорогу странствий. И перед тобой чередою предстают города Европы – фрау Вена, пленительная, не смотря на преклонный возраст, Париж, хранящий запах детской мечты, Лондон, в котором есть время понять, что свобода – это парение, толстый бюргер Берлин, чванливый Мадрид, Будапешт, где на крутом берегу Дуная поет скрипка о любви черноокой мадьярки и другие города и страны, куда ведет нас и автора жажда прекрасного и вдохновенного. И ты снова идешь за поэтом, иногда возвращаясь на свою родину, чтобы постоять молча над могилой матери, твоей матери на холме у деревни Погостище, где рядом еще восемь могил ее близких… А потом посетить то место, откуда приходит в твои сны уже сама твоя мать, чтобы снова исчезнуть, и тогда взгляд все чаще упирается в пустоту – «минуту назад кто-то привычно шел рядом, и его больше нет. – За что?» Кто ответит? Не раскисший ли смоленский суглинок – «родимая земелюшка, кормилица наша», не «моя ли святая Русь, и это небо вечное над нею», не родной ли до боли город?

 

«Его имя – Смоленск –

в мое сердце с рождения вписано,

оно согревало меня

в странствиях по чужим городам.

Иногда я влюблялась в них,

но этот, единственный,

я ни на что не променяю

и никогда не предам.»

Город, где жили, живут и, я уверен, будут жить замечательные поэты, странно только, что их мало читают, словно боятся заблудиться на извилистых путях поэзии. И все же, как прекрасно то, что мы живем рядом с таким поэтом, как Елена Орлова. Можем взять в руки ее новую книгу стихов, вместе улыбнуться «стихам выходного дня» в разделе «Усмешка Пегаса», вновь вслушаться в музыку строк, посвященных поэтам, музыкантам и художникам, вновь вместе побродить по улочкам далеких городов и просто повечерить в сумерках между Светом и Тьмой, еще раз задуматься о смысле бытия и вслед за поэтом обратиться к Создателю со словами благодарности за то, что нам даровано Им:

 

Боже, благодарю Тебя за жизнь

 с ее терпким вкусом рая и ада,

благодарю за дар любви,

 за счастье мое земное,

за право познать Твою истину;

 она мне – награда, отрада.

 Ты щедр ко мне.

 Чем смогу расплатиться с Тобою?

 

Только самым бесценным:

 добром и любовью.

 

Прочитав новый сборник поэта Елены Орловой, вдруг начинаешь ощущать и собственное величие. Достоин ты его или нет, не тебе судить, но как иначе думать, ведь и с тобой автор расплачивается самым бесценным: добром и любовью настоящего поэта, за которым не страшно идти ни по каким извилистым путям.

 

В. Лавров