Небо поэта
О «Строфах» Леонида Козыря
В
2005 году, юбилейном для Леонида Ивановича (семьдесят пятый
день рождения и десятилетие со дня смерти), под редакцией
Николая Илькевича в библиотеке журнала «Годы» вышла книга, о
которой Козырь мечтал всю жизнь.
Слова принадлежат не только поэтам. Но лишь поэт
воспринимает музыку, цвет и запах слов. Природа для Леонида
Ивановича Козыря не ограничивалась озерами, деревьями,
птицами. Главное – это небо, в которое он смотрел, чтобы
потом и земное видеть иначе. Поэт не верил в
исключительность землян, поскольку знал, что за пределами
нашей планеты есть жизнь. Жизнь, не видимая для нас и
абсолютно реальная для него.
Бывший летчик и интеллектуал, Леонид Козырь был прекрасно
осведомлен о космических процессах. Его космос – живой,
пульсирующий, жаждущий общения. Поэт вполне мог бы
представлять Землю на первой встрече с посланцами иных
цивилизаций. Леонид Иванович уже разговаривал с ними, ибо
большая часть стихотворений Козыря – космическая.
Но разве пространство души менее интересно? Разве оно более
понятно, чем космос? На долю поэта выпали времена, когда
само понятие «душа» было под запретом. И тем не менее в
каждом стихотворении Козыря есть душа, даже если она не
упоминается впрямую. Каждое его стихотворение одушевлено.
Зачем читателю стихи? Чтобы найти сходство с собою? Чтобы,
напротив, удивиться непохожести? Чтобы поразиться умению
поэта говорить от имени многих, будучи изначально одиноким?
Он обречен на одиночество, и наедине со словом тоже одинок.
От одиночества поэта спасает исключительно вдохновение. Ведь
и любовь, по сути, разновидность вдохновения. Леонид Козырь,
который основал газету творческих союзов и стал ее
редактором, при выборе названия остановился именно на этом.
И дал нам ключ к разгадке собственных произведений.
Свет далеких звезд и отблеск здешних открытий в равной мере
волновали Леонида Ивановича Козыря. Он прислушивался к миру
гораздо чаще, чем к себе. Поэт глобально мыслил и тонко
чувствовал. Весьма подходящее сочетание для того, чтобы всем
стихотворным формам предпочесть самую краткую – строфу.
Некоторые прозаики полагают, что поэту значительно легче
работать – можно спрятаться за рифмой, отдаться ритму, не
заботясь о том, куда вынесет волна. В строфе (иногда
двустишии!), эквивалентной вдоху или выдоху, концентрация
мысли и чувства такова, что сразу очевидна сила или слабость
автора. Козырь – масштабный поэт.
Строфы Леонид Иванович включал во многие свои книги. Теперь
они собраны вместе. Лепесток дает представление о цветке, но
лучше разглядывать его в тесном и естественном окружении
собратьев – контекст высвечивает индивидуальность элемента.
Семь разделов «Строф» – семь лепестков.
«Обязанность» – первый и максимальный по количеству строф
раздел, наверное, потому, что обязанностей у Леонида Козыря
множество. Варьируясь, они создают объемную структуру, в
которой ценность черного хлеба не отменяет значимости
радуги. Главная обязанность поэта – неустанный поиск сути.
Простое и сложное запросто меняются местами, а древние греки
и люди будущего одинаково родные.
СНАЧАЛА И ПОТОМ
Всерьез едва ли думаем о том,
а
ежели и думаем, то – редко:
сначала мы потомки, а потом,
спустя десятки, сотни лет, – мы предки…
В
«Разлете звезд» всего двадцать стихотворений. Центральная
тема очевидна, хотя она по праву присутствует во всех
разделах. Похвалим составителя Ирину Александровну
Кузьминову – получилась миниатюрная книжка о Вселенной.
СИГНАЛЫ
Боясь, чтобы тоска не доконала,
иль вправду одиночества боясь,
мы посылаем мысли, как сигналы,
в
пространства, окружающие нас.
Третий раздел «Ночная тишина» не намного превышает второй.
Тишина – не отсутствие звуков, а обилие их. В хаосе –
гармония, в суете – статика. Мгновенность жизни – вызов
бесконечности небытия.
ПОВТОРЕНИЕ
Заведомо со всеми повторюсь,
подобье судеб этому причина:
на свет явлюсь, помыкаюсь, влюблюсь…
Остепенюсь. Опомнюсь. Опочину.
В
«Женских лицах» не только о милых. Там о поэтах, поэзии,
жизни…
РОДНИК
Я, показалось мне, проник
в
таинственное что-то
и
понял, почему родник
возник в тиши, как нота.
Пятый раздел – «Перелетные птицы». Травинка подбегает к
человеку, а поэт раздаривает грядущее, нарезанное ломтями.
Берите, не стесняйтесь, ведь не всякий так щедр!
КОЛОС
Светает. Колос каждой остью
как бы прокалывает свет
и
силу пьет, которой просто
в
других мирах, должно быть, нет.
«Понадобилась жизнь». Одно из стихотворений раздела
датировано 1959 годом. Молодой поэт о вечном. А в последний
год жизни отповедь лже-заботникам: не радуйтесь, не скоро я
умру – нельзя поэту умирать, пока так много гадости на
свете. Леонид Иванович славился добрыми делами: кроме
Смоленского отделения Союза российских писателей и газеты
«Вдохновение», создал еще Фонд милосердия и здоровья. И до
сих пор продолжает вытеснять мерзость – стихами.
ДУША
Душа растет, себя даря,
становится все шире,
и
вот ей тесно – несмотря
на бесконечность мира.
Заключительный раздел «Врачующая душу» содержит вывод о том,
что излечить душу может лишь поэзия. И пусть кто-то
рациональный считает это заблуждением, Козырь имеет право на
такое утверждение – выстраданное становится истинным. Все
строфы Леонида Ивановича Козыря выстраданы,
выкристаллизованы, и, несомненно, многие из них – это
маленькие шедевры большого поэта.
Семь лепестков – семь разделов – семь книг. Семь книг в
одном томе. Надо вчитаться, вглядеться, вслушаться. Не на
ходу, а раздумчиво, не спеша, дабы осознать каждую мысль и
прочувствовать каждое слово, пережить вместе с поэтом
изумление и восторг, сомнение и надежду, печаль и счастье.
|