Раиса Минкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорога  к  поэту

                                               Тот, кто хочет понять поэта,

                                               Должен идти в его край.

                                                                       Гете

Впервые Смоленский музей  наиболее полно отразил  жизнь и творчество Твардовского в экспозиции «Знатные поэты-земляки» (Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков). Она была открыта 11 декабря 1974 года. В этот день в Смоленске начал работу выездной секретариат  правления Союза писателей РСФСР. Первыми посетителями выставки стали литераторы, и среди них те, кого обожгла война: С. Орлов, К. Кулиев, Ю. Друнина, Л. Решетников, Е. Долматовский.

Материалы собирали в областном архиве, где хранится газета «Смоленская деревня», в которой   появились селькоровские очерки и первое стихотворение А. Твардов-
ского «Новая изба», напечатанное 19 июля 1925 года;  в Смоленском пединституте, где он учился в 1932-1934 годах;  у тех, с кем свели поэта фронтовые дороги (О. Верей-
ский, Е. Воробьев, В. Глотов, О. Кожухова);
в Московской филармонии. Помощь в подготовке раздела «А. Твардовский – редактор „Нового мира“»  оказали А. Кондратович и ответственный секретарь журнала Б. Закс.

Расскажу о  некоторых  экспонатах.

В 1928 году Александр Твардовский покинул Загорье, набрав «запас душевных сил в дальнюю дорогу – жизнь». В смоленских газетах он печатает стихи, корреспонденции, небольшие заметки.  «Собирать за день по 5-6 заметок казалось нам делом совсем пустяковым», – вспоминал С. Фиксин («Первая даль поэта»).

С 1931 года  Твардовский –  секретарь журнала «Западная область». Редактор журнала А.  Локтев  помог  осуществлению заветной мечты поэта:  в 1932 году он становится студентом. В экспозиции  – рекомендация из личного дела.

«Оргкомитет Союза советских писателей Западной области ходатайствует о приеме в Смоленский педагогический институт на отделение языка и литературы поэта Твардовского А.

Тов. Твардовский  является одним из передовых писателей области, имеет ряд книг, изданных в Смоленске и Москве. А. Твардовский работает также и в области детской книги.

Учитывая загруженность тов. Твардовского редакционной работой, связанной с частыми поездками, Оргкомитет ходатайствует о приеме его без экзаменов.

Председатель А. Локтев. Секретарь  Н. Рыленков».

1 сентября 1932 года за плечами Твардовского было всего шесть классов. В течение года он сдал экстерном  за среднюю школу и первый курс института. Завершил образование А. Твардовский в МИФЛИ, получив в 1939 году диплом с отличием.

1941 год. Всё изменила война. 24 июня, «в трудный час земли родной», Твардов-
ский отправляется в газету «Красная Армия» Киевского военного округа (позднее – Юго-Западного фронта).

Пишет стихи, очерки, фельетоны –  всё, чего требует тяжелейшее время, выезжает на  передовую. В 1942 году  выходит сборник Твардовского  «Юго-Западный фронт. Стихи 1941–1942 гг.». С тоненькой  книжкой, которая потеряла обложку на фронтовых  дорогах, всю войну не расставалась медсестра 244-го медико-санитарного батальона 312-й Смоленской стрелковой дивизии З. П. Ерёмина. Она хранила ее как память о боевой юности. Книгу подарил музею учитель истории, краевед А. Я. Трофимов.

Кто из наших земляков не знает стихо-
творения «Партизаны Смоленщины»? Но, думаю, мало кому известно, что его выпустили   в виде  листовки. «Никогда не забуду, как спустя недели три после случившейся трагедии (13 апреля 1942 г. каратели напали на Сельцо, сожгли деревню, многих жителей расстреляли – в числе погибших племянница А. Твардовского Женя  Худолеева. – Примечание Р. М.) разведчики принесли необычную листовку  Главного  политического управления Красной Армии – в ней было напечатано стихотворение Твардовского „К партизанам Смоленщины“. Мы читали его вслух десятки раз, пока не выучили наизусть… Надо было видеть, как воспринимал эту листовку народ. Без преувеличения скажу: люди будто увидели Твардовского в одном строю с народными мстителями», – вспоминал командир полка дивизии «Дедушка» Т. Засыпка (Сторона  партизанская. – М., 1975. – С. 58). Негатив листовки я получила от Л. В. Котова – преподавателя Смоленского института физкультуры, историка.

Среди дорогих экспонатов – первые издания поэмы «Василий Теркин». Одно, выпущенное издательством  «Молодая гвардия»,  автор подарил земляку-фронтовику Д.Осину.  Другое, изданное газетой «Красноармейская правда»,  в которой Твардов-
ский работал с весны 1942 года до Дня Победы, почти полностью было отправлено  на фронт. В  этой газете  «Теркин» печатался с иллюстрациями О. Верейского. Художник сразу откликнулся на пожелание получить  материалы  о поэте: «Меня порадовала Ваша просьба вниманием к памяти очень любимого мною А. Твардовского, – писал он мне. Пока посылаю фоторепродукции с портрета, рисованного мною с натуры в 1943 году под Смоленском; с изображения Теркина, сделанного в 1942 г. для первого издания, еще только несколько глав… Мне как другу нашего великого земляка, да и как уроженцу Смоленской области приятно и лестно будет фигурировать в экспозиции Вашего музея». Позднее О. Верейский преподнес в дар музею авторское повторение портрета поэта 1943 г., иллюстрации к  «Василию Теркину».

Во время командировки во Львов мне удалось повидаться с В. И  Глотовым, служившим в годы войны в газете «За правое дело». Его встреча с А. Твардовским  произошла на Смоленщине, их дружба укрепилась и продолжалась после войны. В. И. Глотов передал нам поэму «Василий Теркин» с автографом автора, письмо А. Твардовского 1968 года и фотографию изображения Василия Теркина.
На обороте надпись: «Дорогой Василий Иванович! Поздравляю тебя с 50-летием Армии  от имени солдата, чье изображение, которым он, между прочим, обязан твоей  „ряшке“, – на обороте. Автор – пусть его стареет. Пусть не старится герой. Обнимаю тебя. Твой А. Твардовский. 21.2.68 г., М.».

Новая экспозиция тем не менее оставила без ответа вопрос о корнях А. Твардов-
ского, о семье, в которой он рос, о жизни в Загорье, где формировался мир будущего поэта. Так возникла мысль обратиться к И. Т. Твардовскому, жившему тогда в поселке Танзыбей Красноярского края, с просьбой  прислать план загорьевской усадьбы.  Иван Трифонович отозвался быстро:  в 1976 году он прислал рисунок, а в следующем  –  изготовленный собственными руками макет (он был прекрасным мастером-краснодеревщиком). Приехал сам, беспокоясь о том, не пострадал ли макет в пути. В  1977 году   макет пополнил экспозицию.

Земляки поэта уже в 1972 году  стали заботиться об  увековечивании  его памяти (см. книгу В. Савченкова «Так это было»). В 1978 году установили  Памятную  доску  на здании вокзала в городе Починке. В том же году В. В. Дементьев обратился к общественности: «… пока есть время, пока не заросло волчьим мелколесьем широкое русское поле, пока еще живы родные и близкие, мы обязаны, мы должны, мы призваны восстановить хутор Загорье и для себя, и для будущих поколений, которые проторят сюда незарастающие тропы» (Литературная Россия, 31 марта 1978 года).

А почитатели поэзии А. Твардовского задолго до этого проторили дорогу на его «малую родину». Среди первых были учащиеся 279-й московской школы имени А. Твардовского. В июне 1974 года они прошли по маршруту: Загорье–Сельцо–Аблезки, Кубарки, Ляхово–Белый Холм (маршрут разрабатывали со старшим братом поэта  Константином Трифоновичем и писателем А. И. Кондратовичем). И сегодня, став учителями, бывшие школьники  ведут своих нынешних учеников по дорогам детства и юности А. Твардовского.

И только 1 сентября 1986 года исполком Смоленского областного Совета народных депутатов принял постановление о возрождении Загорья. Но почему с таким опозданием? А. И. Макаренков, заместитель  председателя исполкома,  курирующий восстановление хутора, объяснил это  изменением обстоятельств: «А теперь жизнь, как говорится, заставляет. Мы же понимаем, какое внимание к Твардовскому в связи с твердой линией на правду и гласность. А он был великий правдолюб»  (А. Плутник. Так это было на земле // Известия. Октябрь 1986 года).

Загорье… «Малая частица света», «до заморозков в город не пробиться сквозь неживой болотный полукруг».

Сколько раз возвращается к нему А. Твардовский:

Ничем сторона не богата,

А мне уже тем  хороша,

Что там наудачу  когда-то

Моя народилась душа.

30 ноября 1933 года он заносит  в дневник: «Задумал писать „Автобиографию“. До самого последнего времени с того, как  начал умнеть, жил в сознании какой-то особенности своей биографии. Хотелось, чтобы она была похожа на что-нибудь, что объяснено и известно. В детстве и юности было что-то стыдное, не как у людей… Она же само собой составляет в огромной степени мои запасы наблюдений, впечатлений, жизненного материала».  (Литературное наследство. – Т. 93. – С. 320).

В 1943 году в очерке «На родных пепелищах» снова о Загорье: «Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе весь до пятнышка и с которым связано всё лучшее, что есть во мне! Более того –  это сам я как личность».

24 мая 1954 года он пишет близкому по духу В. Овечкину: «Получил твое письмо, которое доставило мне большую радость, и  не только потому, что в нем содержалось несколько строк, относящихся к моему „делу“… отношением к моей бедной „малой родине“, любимой и незаменимой».

В 1969 году сюда, к истокам, А. Твардовского возвращают впечатления от  книги исландского писателя Лакнесса «Самостоятельные люди»:

«Удивительно, как много в лакснессовской поэзии „хутора“ (хутор – мир главный и единственно человеческий; что за пределами – всё чуждое, враждебное и ненастоящее) близко моей „главной книге“ – моей мечте едва ли не  лет с пятнадцати – описать этот мир Загорья. Кстати, Загорьем мы именовались не совсем законно, но отцу не хотелось числиться за  чисто мужицким Столповым… Сколько я израсходовал душевных сил на построение внешнего мира,  по своему вкусу, мира, который   ждал где-то меня, был всегда впереди, лежал в запасе, вознаграждая за всю боль, серость, муку  натурального хуторского бытия»  (Литературное обозрение. –  №6. –  1980. – С. 108).

Воссоздать  быт семьи Твардовских  той далекой поры после всех бурь, которые над страной и над ней прошумели, оказалось делом непростым. Понятно, что роковой день 19 марта 1931 года унес с собой всё:

            «И жизнь ­– на слом,

                        и всё на слом –

            под корень – подчистую».

Ни о каких вещах, сохранившихся там, «куда их вывезли гуртом», не могло быть и речи. На основании книги И. Т. Твардовского «На хуторе Загорье», дневников юного А. Твардовского, опубликованных в 93-м томе «Литературного наследства», мы искали аналоги. Ведь нужно было показать быт семьи, во многом не похожей на окружающие. «А мой отец всю жизнь отгонял от себя мысль, что он мужик.  У нас, например, не носили лаптей. По заморозкам я выгонял скот босиком: сапог не было, но лапти сплести (чуни я умел) не разрешалось»  (Литературное наследство. – Т. 93. – С. 304).

Сколько вещей (некоторых  уже нет  в современной деревне) были неотъемлемой частью того крестьянского быта: дежа, в которой утворяли тесто, лопата для  садки теста в печь, кадушки, разных размеров чугунки, миски, деревянные ложки, светец,  керосиновая лампа, прялка,  рубель и каталка, ткацкий стан, валёк,  которым женщины отбивали белье на речке…

Часть из них  нашлась в фондах музея, венские стулья приобрели в Починке; там же, в Доме быта, специально сшили  одеяло для родительской кровати  (в доме она была единственной, остальные спали на печи и на полатях). Шкаф, комод, диванчик изготовил по памяти сам И. Т. Твардовский. В экспедиции по окрестным деревням (Сельцо, Никульчино, Аблезки и др.) мы собрали
чугунки, ухваты, полотенца, холст, тарелки.

В Смоленске в семье Ходусевых я получила фотографию А. Твардовского (семнадцати-восемнадцатилетнего). В далекие тридцатые годы  он подарил ее Степану Курдову, с которым работал в Смоленске (Ходусевы – родственники С. Курдова).

Книги во многом  формировали  Александра Трифоновича,  любовь к ним отличала всю семью Твардовских.  Поэтому особое внимание мы уделили подбору книг. Они уместились на угловой полке под образами: А. Пушкин, М. Лермонтов, Г. Данилевский, «заветная книга» – том Н. Некрасова, подаренный  отцом, который первый увидел и понял одаренность сына.   

Загорье без кузницы –  не Загорье. К сожалению, найти наковальню Трифона Гордеевича или  выполненные им изделия не удалось. С Константином Трифоновичем мы ездили в Лонницу, где он  десятки лет был кузнецом, чтобы попросить у  директора  совхоза  наковальню. Теперь она в Загорье, в кузнице.

В октябре 1987 года Константин Трифонович  разжег горн, выковал молоточки, зубила, как когда-то делал это вместе с отцом. Баня, сарай, сад («пять яблонь – пять сортов») завершали то, что было  «имением». 19 июня 1988 года началась вторая жизнь хутора Загорье, теперь – музейная.