Владимир Макаренков

 

 

 

 

 

 

 

 

Возьмемся за руки, друзья...

 Прошедший 2002 год для Смоленского регионального отделения Союза российских писателей – год тяжелейших и невосполнимых утрат. От нас ушли в лучший мир сразу два заме­чательных поэта: Сергей Машков и Петр Мельников. Этот номер альманаха открыт словом о Мельникове и его стихами. Надлежит сказать слово и о Машкове.

Сергей Михайлович так и не успел подержать в руках первый номер нашего альмана­ха, где в подборке его стихов последним опубликовано стихотворение, ставшее для поэта провидческим, роковым: «...Последний августовский день уходит от меня», – такими трагически щемящими душу строчками оно заканчивается. Последнее стихотворение в жизни поэта – в первом номере альманаха, о котором он так долго и вожделенно мечтал вместе с нами. И все же тепло последнего августовского дня не покинуло его до самой могилы. В доме актера, где Сергея Михайловича провожали в последний путь род­ные и близкие, друзья и знакомые, с лица умершего поэта струился теплый живой свет, мягкий, по-настоящему августовский. Поэт не унес с собой свою любовь к жизни, он оставил ее нам, жи­вым.

Это был удивительно благородный от рождения человек, душевный и искренний в об­щении, наделенный природой поэтическим талантом и любознательностью. Поэт и переводчик, знаток и любитель классической музыки, ревностный прихожанин Церкви. Те, кто слышал высту­пления Сергея Михайловича на литературных вечерах, не дадут соврать, что людей такой лепки в нашем городе осталось мало. С ними уходит из жизни целая эпоха. Сын и внук репрессированных мужчин семейства, он сумел не озлобиться на свою Родину, любил землю и Смоленщину, стал ее поэтом. Насколько я знаю, среди преподавателей литературы старой закалки, интересующихся творчеством современных писателей – земляков, твердо установилось мнение, что стихи Машкова о своем городе — одни из лучших среди стихов смоленских поэтов.

Мне посчастливилось дружить с Сергеем Михайловичем в последние годы его жизни, как только могут дружить люди с тридцатилетней разницей в возрасте. Мы звонили друг другу, читали свои новые стихи, об­менивались мнениями по различным вопросам текущего литературного процесса на Смоленщине и жизни. Мой младший сын заканчивал девять классов школы с рефератом по литературе Смоленщины о творчестве С. М. Машкова. Его душа для меня была и остается родной. Думаю, что это испытывают многие поэты и писатели – все те люди, кто близко знал его и тесно с ним общался. К великой радости, поэт оставил нам возможность бесконечного общения с ним – книгу избранных стихов «Нить времени».

В этой связи нельзя не сказать вот о чем... Случайно на улице мне пришлось разговари­вать с миловидной девушкой, студенткой пятого курса Смоленского государственного педагоги­ческого университета. Я спросил о впечатлениях от последнего поэтического сборника стихов Ле­онида Кузьмина. Ответом я был шокирован. Оказалось, что она вообще не знает такого поэта. Ма­ло того, что Леонид Кузьмин один из лучших камерных поэтов Смоленщины, автор трех поэтиче­ских сборников, он – заместитель ректора того университета, где изучает литературу эта студент­ка. Она мне сказала буквально: «Я вообще не люблю поэзию 20-го века. После Лермонтова никто в поэзии большего не сказал, – и, видя выражение моего лица, добавила — Но это не говорит о моей ограниченности», – вероятно, имея в виду, что с университетской программой по литературе у нее «все на пять». И тогда я понял, почему на протяжении ряда лет, пока мой младший сын учился в школе, мои предложения его учителю по литературе об организации в школе литератур­ного вечера с участием смоленских писателей оставались без внимания. Вспомнился мне и 1998 год, когда мы с Александром Макаренковым и Элиной Удальцовой принесли в Дом книги на про­дажу свои книги. Тогда нам сказали: «Что вы! За месяц не продали ни одной книги Анны Ахмато­вой! Местные авторы и подавно никого не интересуют!» Вот так-то. «Меня откроют, как Виваль­ди/ В каком-нибудь трехтысячном году...» – без горести и сожаления написал Леонид Кузьмин. Нет, Леонид Алексеевич, Вы уже открыты, как и Сергей Машков, как и многие не ведомые «мас­сам» современные поэты! Открыты и читаемы близкими душами, нужны им. Ну а кому достаточ­но Лермонтова или Пушкина, – Бог с ними, хорошо хоть гении еще кому-то нужны. Душа совре­менного человека смятена информационной революцией. Человек выбирает себе то, что более ему полезно прежде всего для обеспечения материальных благ, возможности выжить и постараться неплохо устроиться в жизни. И здесь без устоявшихся в истории великих имен не обойтись. Лер­монтов – это да, на весь мир! А Машков – кому известен? Увы, Россия больна снобизмом. Физико-математическая теория относительности пере­несена в конце 20-го века в область духовную. «Апокалипсис» Н. Бердяева сбывается. А как много было в русской литературе написано о широте, тонкости, вос­приимчивости и отзывчивости русской души!

Други мои, соратники, единомышленники, у нас с вами только один выход: сплочение! Мы должны выступать единым творческим монолитом, презрев гордыню, самомнение и генеральско-ефрейторскую титулярность, помогать друг другу в продвижении творческих трудов по жизни, противостоять низколобому национализму и снобизму – оплотам безкультурности. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке!» – заповедь, оставленная нам Булатом Окуджавой. И в этой связи мне так дорого и важно постоянное ощущение тепла руки Сергея Михайловича Маш­кова. «Пока жив я, жив и он» – вот кредо духовности для человека. Иначе мы превратимся в Ива­нов, не помнящих родства.