Шаманов Иван Гаврилович
Шаманов Иван Гаврилович (1908–1982) – лётчик, Герой Советского Союза (1944).
Родился 25 сентября 1908 г. в деревне Новосельцы ныне Смоленского района Смоленской области в семье рабочего. Окончив 10 классов, работал на лесопильном заводе в городе Смоленске.
В 1927 г. был призван в Красную армию и по комсомольской путёвке направлен во 2-ю военную школу лётчиков Красного воздушного флота в городе Борисоглебске. По окончании школы до 1933 г. служил в авиационных частях Красной армии. В 1933 г. был демобилизован. Работал в системе гражданского воздушного флота. С 1933 по 1936 г. И. Г. Шаманов каждую ночь летал по маршруту Москва – Харьков со свежими номерами газеты «Правда». Затем вместе со штурманом М. В. Лориным работал в Якутии в интересах Главного управления геодезии и картографии при Совете народных комиссаров СССР, был летчиком-аэрофотосъемщиком.
С началом Великой Отечественной войны И. Г. Шаманов и М. В. Лорин подали в Якутский районный военкомат заявления об отправке на фронт. М. В. Лорин был направлен на Балтийский флот, а И. Г. Шаманов – в запасной полк. После переучивания на самолёт ДБ-3 весной 1942 г. И. Г. Шаманов наконец получил направление во фронтовую часть. В апреле 1942 г. лейтенант Шаманов прибыл в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк командиром экипажа ДБ-3, а штурманом в его экипаже стал старый товарищ Михаил Лорин.
Как только начались сражения за прорыв блокады Ленинграда, экипаж вместе с другими гвардейцами наносил мощные бомбовые удары по долговременной обороне противника. Вместе с первым орденом Красного Знамени И. Г. Шаманову и М. В. Лорину вручили медали «За оборону Ленинграда». От вылета к вылету росло мастерство лётчика. В ночь на 29 мая 1943 г. И. Г. Шаманов и М. В. Лорин поднялись в небо. В Рижском заливе они обнаружили и потопили транспорт водоизмещением в 5000 тонн. Днём позже экипаж бомбардировал укреплённый пункт противника. Первым в полку И. Г. Шаманов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
4 сентября 1943 г. лётчики полка отправили на дно 7 гитлеровских транспортов. Один из них, водоизмещением 7000 тонн, был на счету экипажа И. Г. Шаманова. Через десять дней снова победа в крейсерском полёте: потоплен транспорт, охраняемый сторожевым кораблем и катерами.
За короткий срок бывший гражданский лётчик стал мастером торпедных атак. Гвардии капитан Шаманов к сентябрю 1943 г. совершил 129 боевых вылетов, потопил 4 вражеских транспорта и был представлен к званию Героя Советского Союза.
Не менее успешно И. Г. Шаманов наносил удары и по наземным объектам врага. Совершая в ночь по два-три вылета, он наносил значительный урон, уничтожая технику и живую силу врага. 19 сентября 1943 г. сквозь сильный зенитный огонь лётчик прорвался к железнодорожной станции Волосово, где находились крупные склады горючего и боеприпасов, снабжавшие гитлеровские войска под Ленинградом. В результате меткого бомбометания в районе станции были отмечены сильные взрывы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Ивану Гавриловичу Шаманову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Бои продолжались, рос и боевой счёт лётчика. 24 августа 1944 г. – транспорт из состава конвоя, 15 сентября – одиночный транспорт юго-западней Либавы, 23 сентября – транспорт, эвакуирующий немцев из Таллина. Гвардии капитан Шаманов был назначен командиром эскадрильи, в октябре 1944 г. награжден орденом Красного Знамени.
Значительная часть полётов И. Г. Шаманова и М. В. Лорина приходилась главным образом на морскую войну – торпедные и бомбовые атаки на коммуникации, установка минных заграждений. Но гвардейцы бомбили и наземные цели – почти все опорные пункты противника от Финского залива до Пруссии. Красногвардейск, Нарва, Урицк, Ропша, Котка, Хельсинки, Таллин, Либава, Кенигсберг, Пиллау – это далеко не полный перечень тех мест, над которыми под интенсивным вражеским огнём выполнял задание экипаж И. Г. Шаманова.
В конце 1944 г. командира третьей эскадрильи И. Г. Шаманова с повышением назначили в учебный полк. Но он просил вернуть его на фронт. Нашли такое решение: И. Г. Шаманова назначили лётчиком-инструктором штаба ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а практически он оставался гвардейцем-торпедоносцем. Продолжал летать на боевые задания. Всего за годы Великой Отечественной войны гвардии капитан Шаманов совершил 240 успешных боевых вылетов и потопил 8 вражеских транспортов.
В 1948 г. майор И. Г. Шаманов ушёл в запас и вернулся в полярную авиацию, но с 1956 г. по состоянию здоровья оставил лётную работу. Жил в Москве, работал заведующим лабораторией Московского авиационного института.
Умер 18 марта 1982 года, похоронен в Москве на Химкинском кладбище.
Одна из центральных улиц города Пионерского Калининградской области названа его именем. В ноябре 2018 г. на фасаде дома № 3 по улице Шаманова в рамках стрит-арт проекта «Целый мир помнит их в лицо» появился портрет легендарного лётчика, написанный художником Дмитрием Лёвочкиным. Имя Героя присвоено самолёту Бе-200ЧС (бортовой номер RF-31130) МЧС России.
Награждён: орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями.
Литература:
Шаманов Иван Гаврилович // Беляев, И. Н. Смоляне в истории Российского флота / И. Н. Беляев. – Смоленск, 2000. – С. 207–209.
Шаманов Иван Гаврилович // Герои Советского Союза : краткий биографический словарь. – Москва, 1988. – Т. 2 : Любов – Ящук. – С. 753.