Салынский Афанасий Дмитриевич

Салынский Афанасий Дмитриевич (1920–1993) – русский драматург, сценарист.

Родился в многодетной семье 9 сентября 1920 г. в г. Смоленске. Воспитывался матерью (отец умер в 1923), пережил голодное детство. Старший брат и родной дядя А. Салынского в 1930-е были репрессированы. Окончил среднюю школу в Смоленске. С юных лет работал попеременно на заводе, шахте, стройке. 18-летним юношей был принят во вспомогательный состав и студию Смоленского областного драматического театра. Одновременно печатал статьи и заметки в местной газете «Большевистская молодёжь», куда вскоре перешёл на постоянную работу. В 1940 г. был призван в армию, начало войны встретил в литовском г. Шяуляй. С 1942 по 1946 гг. служил ответственным редактором в красноармейской газете «За Советскую отчизну». Война не только выявила литературное призвание А. Салынского, но и дала, по его словам, «направление дальнейших творческих поисков – лет примерно на двадцать пять вперёд». В послевоенные годы (1946–1954) жил в Свердловске (ныне Екатеринбург), работал редактором в издательстве, корреспондентом журнала «Огонёк» по Уралу, «писал очерки, статьи, сценарии документальных фильмов».

Первые пьесы Салынского – «Дорога первых» (1949), «Опасный спутник» (1952) – выросли из его производственных очерков и были посвящены судьбам уральских горняков и шахтёров. Появившись на сцене Свердловского драматического театра, они неожиданно для автора привлекли внимание центральной печати, а затем и столичных театров. С одобрительными рецензиями на свердловский спектакль «Дорога первых» выступили Б. Н. Полевой, А. В. Караганов. Важное значение для начинающего драматурга имел отзыв Н. Ф. Погодина. Вскоре первая пьеса А. Салынского была поставлена Московским драматическим театром, а «Опасный спутник» – Малым театром (1954, реж. А. А. Гончаров). Успех писателя в немалой степени был обусловлен его отходом от известных канонов «бесконфликтной» драматургии конца 1940-х – начала 1950-х; характеры основных персонажей его пьес раскрывались для зрителя не сразу и даже в некотором противоречии с первоначальным о них впечатлением.

В 1954 г. он поступил на Высшие курсы Литературного института им. М. Горького. Его произведения поднимали актуальную для тех лет тему попранной справедливости, очищения нравственной атмосферы в обществе и были востребованы режиссёрами театров. Широкую известность Салынскому принесла драма «Барабанщица» (1958), посвящённая годам Великой Отечественной войны.

Салынский постепенно становится видным литературным деятелем: секретарь правления Союза писателей (с 1959), председатель Всесоюзного совета по драматургии театра, кино и телевидения, главный редактор журнал «Театр» (1972–1982), неизменный докладчик по вопросам драматургии на многих писательских съездах и пленумах. Такое положение закрепило за ним репутацию «государственного драматурга», который, однако, был способен на неожиданный поступок.

Во второй половине 1960-х гг. ведущее место в пьесах Салынского заняли образы секретарей обкомов и райкомов, проблемы партийной деятельности, которые при всей их кажущейся новизне освещались в привычном для советской литературы духе. Писатель не закрывал глаза и на некоторые тревожные симптомы советской действительности тех лет. Завершающий этап творчества А. Салынского открывает драма «Молва» (1980), в которой писатель, верный идеалам социалистической революции, сумел взглянуть на некоторые её стороны критическим взглядом. Чуть позже пьеса была удостоена Государственной премии СССР по литературе (1984). Некоторые произведения А. Салынского данного периода не привлекли внимания столичных театров, но были поставлены на периферии: драма «Спасение» – в Ярославском театре им. Ф. Волкова (1985), комедия «Воздушный поцелуй», где автор по-своему продолжил тему «лжи для узкого круга», – в Челябинском театре им. Цвиллинга (1988). Последнее из опубликованных драматических сочинений А. Салынского – одноактная пьеса «Сегодня я стану женщиной». Писатель активно работал и в кинодраматургии, по его сценариям были сняты фильмы «Хлеб и розы», «Человек с будущим», «Взорванный ад», «Сибирячка», а также телесериалы «Личное счастье», «Шофёр на один рейс».

Награды: лауреат Государственной премии СССР (1984) и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1972). Ордена: Октябрьской Революции, Дружбы народов, «Знак Почёта», два ордена Трудового Красного Знамени; медали.

Жил в Москве. Умер 22 августа 1993 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Литература:

Салынский, А. Д. Пьесы / А. Д. Салынский, вступительная статья Н. Громова. – Москва : Искусство, 1966.

Биографические справка // Новые пьесы. – Москва : Искусство, 1958. – С. 87.

Краткие биографические сведения // Современная драматургия. – Москва : Искусство, 1957. – Кн. 3. – С. 128.

Салынский Афанасий Дмитриевич. // Большая советская энциклопедия / главный редактор А. М. Прохоров. – Третье изд. – Москва : Советская энциклопедия, 1975. – Т. 22 : РЕМЕНЬ-САФИ. – С. 518.

Трофимов, И. Салынский А. Д. // И. Писатели Смоленщины / И. Трофимов. – Москва : Московский рабочий, 1973. – С. 259–261 : портр.

Громов, Н. Афанасий Салынский / Н. Громов // Театр. – 1965. – № 6. – С. 68–74.

Громов, Н. Идеи и образы драматургии А. Салынского / Н. Громов // Салынский, А. Пьесы / А. Салынский. – Москва : Искусство, 1966.

Залесский, В. О тех, кто с нами рядом / В. Залесский // Театральная жизнь. – 1959. – № 6. – С. 52–56.

Караганов, А. Когда автор молод : о пьесах «Дорога первых» и «Опасный спутник» / А. Караганов // Театр. – 1954. – № 11.

Пименов, Вл. А всё-таки она вертится! : краткий обзор драматургии 1964 года. Несколько слов о последних пьесах А. Салынского и др. / Вл. Пименов // Вопросы литературы. – 1965. – № 3. – С. 3–9.

Годы жизни: 
с 1920 по 1993

Район:

Звание: