Лавочкин Семён Алексеевич
Лавочкин Семён Алексеевич (Айзикович) (1900–1960) – главный конструктор авиационного конструкторского бюро, генерал-майор инженерно-авиационной службы.
Родился 11 сентября (по ст. стилю 29 августа) 1900 г. в Смоленске (в некоторых документах указывается иное место рождения – местечко Петровичи Рославльского уезда Смоленской губернии). Сын учителя гимназии. Окончил городское училище в г. Рославле, гимназию в Курске.
С 1918 г. – в Pабоче-крестьянской Красной армии. Воевал красноармейцем в Гражданской войне, в 1920 г. служил в пограничной охране. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана в 1927 г. Проходил преддипломную практику в конструкторском бюро А. Н. Туполева, участвуя в разработке первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). С 1929 г. работал в ряде авиационных конструкторских бюро (КБ Ришара, Бюро новых конструкций и Центральное конструкторское бюро). В 1935–1938 гг. – главный конструктор проекта истребителя ЛЛ (не пошёл в серию). В 1938–1939 гг. работал в Главном управлении авиационной промышленности.
С 1939 г. – главный конструктор по самолётостроению, руководитель конструкторского бюро на авиазаводе № 301 в г. Химки Московской области. Под его руководством там создан истребитель ЛаГГ-3 (совместно с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым). С 1940 г. – главный конструктор конструкторского бюро на авиазаводе № 21 в г. Горьком. В годы Великой Отечественной войны существенно переработал ЛаГГ-3, первоначально имевший высокую аварийность и недостаточные лётные характеристики, создал 10 серийных и экспериментальных истребителей, в том числе Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в боях. На истребителях конструкции Лавочкина И. Н. Кожедуб сбил 62 немецких самолёта. Всего в 1941–1945 гг. построены 22500 экземпляров самолётов Лавочкина, сыгравших огромную роль в завоевании советской авиацией господства в воздухе. С 1943 г. испытывались истребители Лавочкина с установленными на них реактивными ускорителями.
За выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1943 года Лавочкину Семёну Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Mолот».
В первые послевоенные годы в конструкторском бюро Лавочкина (в 1945 г. оно было переведено в Химки) созданы его последние поршневые истребители – цельнометаллический самолёт Ла-9, учебно-тренировочный Ла-180 и дальний истребитель Ла-11. Затем КБ Лавочкина переведено на создание реактивных серийных и экспериментальных истребителей. В 1947 г. был разработан Ла-160 – первый отечественный самолёт со стреловидным крылом, Ла-15. Конструктор создан сверхзвуковой истребитель Ла-190, всепогодный двухместный истребитель с мощной радиолокационной станцией на борту Ла-200.
Под руководством Семёна Алексеевича создан ряд образцов ракетной техники. В 1950 г. ОКБ С. А. Лавочкина было поручено спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет класса «земля – воздух», причём тактико-технические данные были заданы чрезвычайно высокие, не достигнутые ни в одной стране мира. По инициативе И. В. Сталина, осознавшего опасность вполне реального в те годы ядерного удара по промышленным центрам страны, было принято решение о создании первой отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С-25) с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) на вооружении. В кратчайшие сроки был пройден путь с формулировки самой идеи системы ПВО до её создания. В 1951–1955 гг. под руководством С. А. Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР 205 и ЗУР 215, а также ракеты класса «воздух – воздух». В 1955 г. вокруг Москвы появились знаменитые защитные кольца – система ПВО «Беркут». Ракеты конструкции С. А. Лавочкина находились на боевом дежурстве до начала 80-х годов (это были ЗУР 217М и ЗУР 218).
За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года Лавочкину Семёну Алексеевичу повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением второй золотой медали «Серп и Молот» (№ 33/II).
Параллельно с ракетной тематикой С. А. Лавочкин в 1950–1954 гг. разработал беспилотный самолет-мишень Ла-17, выпускавшийся почти 40 лет – до 1993 г. Был создан и применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных беспилотных летательных разведывательных аппаратов).
С 1956 С. А. Лавочкин – генеральный конструктор ОКБ. На этом посту он завершил две крупнейшие работы: создание межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты «Буря» и проектирование нового зенитного комплекса ПВО «Даль», основу которого составляли ракеты класса «земля – воздух» большой дальности (до 500 км) для поражения высокоскоростных воздушных целей.
При завершении испытаний «Бури» 9 июня 1960 г. Семён Алексеевич Лавочкин скончался от сердечного приступа на полигоне Сары-Шаган в районе озера Балхаш (Казахская ССР). По неистребимой советской привычке засекречивать всё подряд, в газетах было сообщено, что конструктор умер в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище города-героя Москвы.
Член-корреспондент Академии наук СССР (1958). Депутат Верховного Совета СССР 3–5 созывов (с 1950 по 1960 годы).
Награды: Сталинская премия I степени (1941), Сталинская премия I степени (1943), Сталинская премия II степени (1946), Сталинская премия I степени (1948), Дважды Герой Социалистического труда (1943, 1956), три ордена Ленина, орден Красного Знамени, орден Суворова I степени, орден Суворова II степени, медаль «За боевые заслуги», др. медали.
Увековечение: Имя С. А. Лавочкина носит научно-производственное объединение, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Его именем названы улицы в городах Москве и Смоленске, там же установлены бронзовые бюсты. В г. Москве на доме № 19 по Тверской улице, где жил Семён Алексеевич, установлена мемориальная доска. Мемориальные доски установлены на улице Агурина в г. Ахтубинске Астраханской области; на улице Чаадаева, д. 16, где жил С. А Лавочкин в 1940–1944 гг., возглавляя ОКБ-21, в г. Нижний Новгород (1932–1990 гг. – г. Горький).
Литература:
Арлазоров, М. Семён Алексеевич Лавочкин / М. Арлазоров // Самолёты страны Советов. – Москва, 1974. – С. 164–176.
Арлазоров, М. Фронт идёт через КБ : жизнь авиационного конструктора, рассказанная его друзьями, коллегами, сотрудниками / М. Арлазоров. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Знание, 1987. – 205, [3] с. : ил.
Покрышкин, А. И. Небо войны / А. И. Покрышкин. – Москва : Воениздат, 1966. – 445 с. : ил. – (Военные мемуары).
Покрышкин, А. И. Познать себя в бою / А. И. Покрышкин. – Москва : ДОСААФ СССР, 1987. – 478 с. : ил.
Пономарёв, А. Н. Семён Алексеевич Лавочкин // Советские авиационные конструкторы / А. Н. Пономарёв. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва, 1990. – С. 183–191.
Яковлев, С. М. Творец победоносных самолётов // Наши крылатые земляки / С. М. Яковлев. – Смоленск, 1962. – С. 55–63.
Яковлев, С. М. Советские самолёты : краткий очерк / С. М. Яковлев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Наука, 1982. – С. 281–283.
Якубович, Н. В. Самолёты С. А. Лавочкина / Н. В. Лавочкин ; главный редактор Д. А. Соболев. – Москва : РУСАВИА, 2002. – 157 с. : ил., ил, графики.
Коньков, Н. Пятнадцать тысяч «Ла» для фронта : [памяти авиаконструктора С. А. Лавочкина. 1900–1960] / Н. Коньков // Авиация и космонавтика. – 1980. – № 9. – С. 26.
Симаков, Е. Советский авиаконструктор С. А. Лавочкин : к 80-летию со дня рождения / Е. Симаков // Военно-исторический журнал. – 1980. – № 9. – С. 94–96 : портр.