Конёнков Сергей Тимофеевич
Конёнков Сергей Тимофеевич (1874–1971) – известный скульптор, график, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда.
Родился 10 июля (по ст. стилю 28 июня) 1874 г. в селе Караковичи (ныне Ельнинского района Смоленской области) в крестьянской семье. Учился в МУЖВЗ, а позднее в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у профессора В. А. Беклемишева. Дипломная работа С. Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена.
В 1897 г. посещает Францию, Италию, Германию. В конце XIX века выступил с реалистической скульптурой «Камнебоец».
Революционные события 1905 г. застали С. Конёнкова в Москве. Под впечатлением от событий он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»). С. Конёнков оформляет кафе Филиппова на Тверской, создаёт барельеф «Пиршество». Ещё до революции Конёнкова называли «русским Роденом».
В 1912 г. он посещает Грецию и Египет.
Сергей Конёнков работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево, применяя различные приёмы обработки. Для него лес – это воплощение стихийных сил природы, символ красоты. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К этой серии принадлежат такие работы, как «Старенький старичок», «Старичок-полевичок», «Стрибог», «Вещая старушка», «Дядя Григорий», «Нищая братия».
Прообразом лица, изображённого в скульптуре «Вещая старушка», С. Конёнкову послужило лицо чрезвычайно популярной в 1915–1916 гг. русской сказительницы былин и сказов М. Д. Кривополеновой, простой пинежской крестьянки, удивившей Россию своим природным талантом. Параллельно с «лесным циклом» С. Конёнков работает над «греческим циклом» (работы «Юноша» и «Горус»).
С. Т. Конёнков одним из первых среди русских скульпторов рубежа 19–20 вв. обращается к изображению обнажённого женского тела. Его работы часто выдержаны в традициях русского народного искусства, деревянной резьбы («Крылатая», «Жар-птица», «Кариатида»).
Скульптор поддержал Октябрьскую революцию, участвовал в реализации плана «монументальной пропаганды». Его стремление к монументальности стало преобладающей тенденцией в искусстве тех лет. Поиски новых форм отразились в работах 1918–1919 гг.: барельефе «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены и памятнике «Степан Разин» для Красной площади. В 1923 г. принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
В 1922 г. Сергей Конёнков женится на Маргарите Ивановне Воронцовой, а в конце 1923 г. они отправляются в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится только несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось только через 22 года. Основное место жительства и работы в этот период – Нью-Йорк. В 1928–1929 гг. Конёнков совершает поездку в Италию, где встречается с А. М. Горьким и работает над его портретом. В Риме проходит его персональная выставка. К американскому периоду творчества относятся рисунки Сергея Конёнкова, связанные с размышлениями на темы Библии, «Апокалипсиса». Художник изображает Христа, пророков и апостолов, создаёт эскизы к космогониям.
В 1935 г. администрация Принстонского университета заказала Сергею Конёнкову бюст учёного А. Эйнштейна. Великий физик с уважением относился к творчеству русского скульптора, но с ещё большим вниманием – к жене Конёнкова Маргарите. Маргарита была также знакома с Робертом Оппенгеймером, «отцом американской атомной бомбы».
По личному приказанию И. В. Сталина в 1945 г. был зафрахтован пароход «Смольный», на котором С. Т. Конёнкова и все его работы перевезли в СССР. Многие авторские гипсы были переведены в материал.
Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве. В 1965 г. в здании Московского Дома художника на Кузнецком Мосту состоялась выставка работ Сергея Конёнкова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения.
Сергей Конёнков – автор портретов И. С. Тургенева, В. В. Маяковского, К. Э. Циолковского, Н. Д. Зелинского, памятников А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, В. И. Сурикову, надгробия М. М. Пришвину. Скульптор также выполнил обещание, данное Горькому во время их встречи в Италии, и создал портрет внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери – Надежды Алексеевны Пешковой, объединив их в цикл «Три возраста» (скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»).
В галерее портретов особое место занимают изображения композиторов, в том числе И. С. Баха и Н. Паганини. Из невоплощенных работ – проект памятника Александру II.
Сергей Конёнков умер в 1971 г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1974 г., к столетию скульптора, в Москве, в доме, где он прожил последние 24 года жизни, был открыт Мемориальный музей-мастерская С. Т. Конёнкова. На стене музея была установлена мемориальная доска-барельеф. Именем С. Конёнкова названы улицы в Москве, Смоленске, Рославле. В Смоленске работает музей С. Т. Конёнкова.
Награды и премии: Герой Социалистического Труда (1964); народный художник РСФСР (1955); народный художник СССР (1958); действительный член АХ СССР (1954); Ленинская премия (1957) – за скульптуру «Автопортрет»; Сталинская премия третьей степени (1951) – за скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»; два ордена Ленина (1955, 1964); почётный гражданин г. Смоленска (1964).
Литература:
Сергей Тимофеевич Конёнков : [альбом] / составитель Г. И. Чугунов ; автор текста на иностранных языках И. М. Шмидт. – Ленинград : Художники РСФСР, 1978. – 164 с. : ил. – (Текст на русском, английском, французском, немецком языках).
Конёнков Сергей Тимофеевич : буклет. – Москва : Советский художник, 1952. – 1 разверн. лист.
Конёнков Сергей Тимофеевич. Воспоминания. Статьи. Письма. В 2-х кн. / составитель и автор комментария Ю. А. Бычков. – Москва : Изобразительное искусство, 1985. – 190 с. : ил.
Конёнков С. Т. О жизни и о себе : из книги «Мой век» / С. Т. Конёнков ; художник Г. Свидченко. – Москва : Детская литература, 1984. – 190 с. : ил.
Конёнков С. Т. Слово к молодым / С. Т. Конёнков. – Москва : Молодая гвардия, 1958. – 120 с. : ил.
Конёнков С. Т. Земля и люди / С. Т. Конёнков. – Изд. 2-е. – Москва : Молодая гвардия, 1974. – 207 с. : ил.
Конёнков С. Т. Мой век : воспоминания / С. Т. Конёнков ; литературная запись Ю. А. Бычкова. – 2-е изд., доп. – Москва : Политиздат, 1988. – 383 с. : ил.
***
Анисимов, Г. Жизнь равная веку [о С. Т. Конёнкове] / Незаконченные биографии / Г. Анисимов. – Москва, 1988. – С. 7–56.
Банковский, Н. К 100-летию со дня рождения С. Т. Конёнкова : хроникальные заметки / Н. Банковский // Советская скульптура. 74. – Москва, 1976. – С. 263–265.
Белогорцев, И. Д. Старейший русский ваятель : к 80-летию С. Т. Коненкова / И. Д. Белогорцев // Смоленский альманах. – 1953. – № 12. – С. 227–240.
Бычков, Ю. А. Конёнков / Ю. А. Бычков. – 2-е изд. – Москва : Молодая гвардия, 1985. – 315 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).
Десятников, В. А. С. Т. Конёнков : к 100-летию со дня рождения / В. А. Десятников, Ю. А. Бычков. – Москва : Знание, 1973. – 32 с. : ил.
Каменский, А. А. С. Т. Конёнков / А. А. Каменский. – Москва : Искусство, 1975. – 223 с. : ил.
Конёнков С. Т. Мемориальный музей-мастерская : путеводитель. – Москва : Советский художник, 1986. – 56 с.
С. Т. Конёнков // Художественный мир Смоленщины. – Смоленск, 1994. – С. 95–105.
Кулакова, Л. В гостях у скульптора – земляка / Л. Кулакова // Литературный Смоленск. – Смоленск, 1956. – № 15. – С. 361–362.
Машуровский, Д. И. Скульптор Сергей Конёнков / Д. И. Машуровский. – Москва : Знание, 1961. – 30 с. : ил.
Осокин, В. Н. Волшебный резец : С. Т. Конёнков в Москве / В. Н. Осокин. – Москва : Московский рабочий, 1980. – 176 с. : ил.