Алехнович Глеб Васильевич

Алехнович Глеб Васильевич (1886—1918) — пионер русской авиации.

Родился 11 ноября (по ст. стилю 30 октября) 1886 г. в Смоленске. Свой недолгий, но яркий путь на поприще русской авиации Г. В. Алехнович начал полётами на сконструированном им планере. В его постройке и запуске участвовали ученики Смоленского ремесленного училища вместе с директором Н. А. Гарбузовым.

В России появились первые офицерские авиационные школы. Но попытка поступить в них принесла Г. Алехновичу глубокое огорчение: и в Севастополе и в Гатчине он не смог скрыть дефекта своего зрения – близорукости. С трудом удалось ему уговорить командование Гатчинской школы оставить его при школе. Г. Алехновичу была предоставлена возможность летать только в качестве ученика-наблюдателя и строго запрещалось прикасаться к ручке управления, хотя он давно уже самостоятельно постиг лучше многих учеников-пилотов и теорию вождения самолётов и устройство авиационных моторов.

Мечте о самостоятельных полётах помог сбыться случай. На Гатчинском аэродроме Г. Алехнович подружился с молодым инженером Я. М. Гаккелем, испытывавшим здесь самолёты своей конструкции. Однажды Гаккель разрешил Г. Алехновичу сделать на его самолёте пробный полёт. К удивлению присутствовавших на поле (12 июля 1911 г.), Глеб Алехнович с первого же раза отлично взлетел, выполнил круговой полёт и сел. А через три дня Всероссийский аэроклуб присудил лётчику-самоучке диплом пилота. В августе 1911 г. Глеб Алехнович на биплане Гаккеля совершил беспосадочный перелёт Царское село – Красное село – Царское село, принесший ему приз Всероссийского аэроклуба. В сентябре того же года он, летя с пассажиром, трижды покрыл без посадки расстояние между Петербургом и Гатчиной (100 километров), и установил рекорд скорости подъёма самолёта – взлетев на биплане Гаккеля за 9 минут на 500 метров с пассажиром и запасом горючего на 3,5 часа полёта. В мае 1912 г. на празднике Московского общества воздухоплавания Г. Алехнович побил всероссийский рекорд высоты, поднявшись на биплане Гаккеля на 1350 метров. Он совершил беспримерный для того времени ночной полёт, ориентируясь на пламя бензина, подожжённого на лётном поле. В мае 1913 г. Г. Алехнович на поплавковом гидросамолете, сконструированном авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода, далеко превзошёл соперников, летавших на гидросамолётах иностранных фирм, и был удостоен приза Морского министерства. 9 (22) июня 1913 г. Г. В. Алехнович на биплане отечественной конструкции поднялся за 24 минуты на 3400 метров и вновь стал всероссийским чемпионом высоты. Этот рекорд, о котором много писалось в русских и иностранных газетах, поставил имя Г. Алехновича в ряду имён выдающихся авиаторов мира.

Осенью 1913 г., во время очередного конкурса военного ведомства, Г. Алехнович вывел сконструированный Русско-Балтийским заводом биплан на первое место, уверенно опередив русских и иностранных соперников, летавших на самолётах Фармана, Ньюпора, Морана, Дапердюссена и др. На этом же биплане Г. Алехнович в апреле 1914 г. установил всероссийский рекорд продолжительности полёта, продержавшись в воздухе 4 часа 56 минут 12,6 секунды и покрыв за это время около 500 километров, а в мае побил всероссийский рекорд высоты полёта с пассажиром, поднявшись на 2100 метров.

Бьющая неутомимой энергией деятельность Алехновича поистине не знала границ: он выступает на III Всероссийском воздухоплавательном съезде с докладом о задачах организованного при его участии профессионального союза русских лётчиков; создаёт при Петербургском политехническом институте студенческий авиационный кружок и ведёт там занятия; организует в Смоленске, Вязьме и других городах свои публичные полёты с целью пропаганды достижений русской авиации; помогает изобретателю первого в мире ранцевого парашюта РК-1 Г. Е. Котельникову получить от военного ведомства заказ на изготовление этих парашютов и т. д.

В начале войны Г. В. Алехнович был призван из запаса и назначен командиром одного из воздушных кораблей «Илья Муромец». Свой воздушный корабль он превратил в «летающую лабораторию». В тяжёлых фронтовых условиях в содружестве со стрелком-артиллеристом А. Н. Журавченко (впоследствии заслуженный деятель науки, доктор технических наук) в этой «лаборатории» была успешно решена задача мощной сферической огневой защиты кораблей «Илья Муромец» от воздушного нападения противника. Вражеские самолёты теперь при встрече с русскими летающими богатырями обращались в паническое бегство.

К осени 1918 г. в районе станции Эртиль под Липецком базировались несколько воздушных кораблей «Илья Муромец». При срочной переброске их в район Воронежа, проходившей в крайне тяжёлых метеорологических условиях, управляемый Алехновичем самолёт по вине одного из членов экипажа потерпел аварию. Так 30 ноября 1918 г. оборвалась жизнь выдающегося лётчика нашей страны.

Он похоронен в Петрограде на Никольском кладбище Александро-Невской лавры вблизи могил первых русских лётчиков С. И. Уточкина, В. М. Абрамовича и Л. М. Мациевича.

Литература:

Алехнович, Г. В. // Авиация нашей родины : сборник статей из журнала «Вестник воздушного флота». – Москва : Воениздат, 1955. – 568 с.

Яковлев, С. М. Пионер русской авиации Глеб Васильевич Алехнович : очерк жизни и деятельности / С. М. Яковлев. – Смоленск : Книжное издательство, 1960. – 43 с.

Смоленский орёл : краткий биографический очерк о пионере русской авиации Г. В. Алехновиче // Яковлев, С. М. Наши крылатые земляки / С. М. Яковлев. – Смоленск, 1962. – С. 92–98 : ил.

Красновский, И. Пионер Русской авиации / И. Красновский // Рабочий путь. – 1985. – 12 июня.

Перелёт Петербург-Смоленск // Смоленский вестник. – 1914. – 11 июля (№ 151).

Смоленский Икар : об одном из первых авиаторов Г. В. Алехновиче // Смена. – 1986. – 1 ноября.

Школьник, Г. А. Первый планер / Г. А. Школьник // Рабочий путь. – 1980. – 20 ноября.

Яковлев, С. М. Первые полёты в Смоленске : 1893, 1911, 1912 гг. в Смоленске совершили полёты авиаторы: С. М. Древницкий с Я. Мей, А. А. Васильев, Габер-Влынский, Г. В. Алехнович / С. М. Яковлев // Рабочий путь. – 1973. – 22 ноября.

Яковлев, С. Пионер русской авиации Г. В. Алехнович / С. Яковлев // Рабочий путь. – 1959. – 3 декабря.

Яковлев, С. М. Смоленский Икар : Г. В. Алехнович – к 50-летию со дня трагической гибели / С. М. Яковлев // Рабочий путь. – 1968. – 1 декабря.

 

Годы жизни: 
с 1886 по 1918

Район:

Профессия:

Звание: