Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls in menu_set_active_trail() (line 2394 of C:\inetpub\wwwroot\sniki\includes\menu.inc).

Ресурсы Росинформкультуры в информационном обеспечении сферы культуры Смоленской области

Главной задачей Росинформкультуры является информационная поддержка культурной политики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях. Для решения этой задачи необходимо формирование фондов неопубликованных документов, баз данных библиографической, адресно-фактографической и полнотекстовой информации. Все эти информационные массивы и составляют ресурсы Росинформкультуры, которые формируются также на двух уровнях – федеральном и региональном. На федеральном – создаются массивы электронной информации, имеющие общегосударственное значение, отражающие общую картину, процессы и тенденции культурной жизни страны, обобщающие зарубежный опыт. На региональном – основное внимание уделяется изучению и информационной поддержке процессов культурного развития региона, вопросам региональной культурной политики.

В своей информационной деятельности сектор научной информации по культуре и искусству (СНИКИ) Смоленской ОУБ им. А. Т. Твардовского, как составная часть Росинформкультуры, не только использует практически весь спектр ресурсов этой структуры, но и принимает активное в формировании его регионального компонента.

СНИКИ Смоленской ОУБ имеет свое представительство в едином информационном пространстве в виде сайта. В рамках подготовки к участию в очередном Смотре-конкурсе электронной продукции по культуре и искусству и для усиления эффективности работы сайта, в начале 2010 г. был проведен его ребрендинг.

Целью ребрендинга было создание нового позитивного образа сайта, отвечающего современным информационным требованиям. Для достижения данной цели решались следующие задачи: – дифференциация сайта (усиление его уникальности); – представление пользователям расширенного спектра информационных услуг; – создание комфортной информационной среды; – привлечение новых целевых посетителей на сайт и сохранение старых.

В соответствии с законами маркетинга, ребрендинг сайта был проведен в несколько этапов: аудит бренда, обновление основных элементов идентичности бренда, продвижение бренда. Этот процесс включал в себя изменение не только интерфейса, но и контента сайта и самой его концепции.

  1. Маркетинговый аудит. Прежде чем определить, насколько кардинальным изменениям должен подвергнуться сайт, мы изучили его текущее состояние. Для этого среди абонентов СНИКИ, в том числе и удаленных пользователей, был проведен опрос, на основе результатов которого были определены сильные стороны этого продукта, которые необходимо будет сохранить, обозначены перспективы развития. Также был выработан наиболее оптимальный вариант его изменения. Затем были тщательно изучены лучшие сайты Росинформкультуры. Так, у наших коллег из Архангельска мы почерпнули идею создания аналитических обзоров по материалам региональной прессы. В настоящее время подобные материалы уже прочно вошли в практику деятельности нашего сектора. Например, весной 2010 г. были подготовлены две аналитические справки – о деятельности муниципальных музеев и о подготовке к празднованию 100-летия А. Т. Твардовского.
  2. Обновление основных элементов идентичности бренда. Так как сайт СНИКИ является составной частью портала Смоленской ОУБ им. А. Т. Твардовского, то веб-дизайнером библиотеки был разработан единый фирменный стиль для всего портала: цвет, шрифт и т.д. Дизайн главной страницы сектора и нашей библиотеки идентичны: в центре – лента новостей, слева – информационные блоки, справа – блок «Афиша».

    Обязательные элементы сайта СНИКИ – ссылки на сайт НИЦ Информкультура, сайты Росинформкультуры, а также предоставление в максимальном объеме ссылок на региональные информационные ресурсы по культуре и искусству. Так, например, был создан блок «Официально», где представлены ссылки на ресурс официальных документов Министерства культуры РФ и ресурс официальных документов Департамента Смоленской области по культуре. Таким образом, правовая документация по вопросам культуры на сайте представлена в полном объеме – федеральном и региональном. По такому же принципу построен и блок «Календарь» – представлены ссылки на информацию о Международных годах, неделях и днях, отмечаемых ООН; затем – на информацию о праздновании российских знаменательных и памятных дат и, наконец, раздел «Знаменательные и памятные даты Смоленщины». Для полноты информации также был добавлен информер сайта CALEND.RU, который также позволяет отслеживать информацию о текущих знаменательных и памятных датах.

    Остальные блоки: «О СНИКИ», «Культура Смоленщины», «Списки», «Публикации», «Издания», «Интернет-каталог» отражают исключительно сферу культуры Смоленской области.

    Подробнее остановимся на некоторых из них. Так, в блоке «Издания» представлена издательская продукция нашего сектора. На сегодняшний день это полнотекстовой вариант следующих изданий: – методические рекомендации для библиотечных работников и ценителей книги «Личная библиотека»; – аннотированный библиографический список по материалам прессы за 2007 г. «Культурная жизнь Смоленщины»; – информационный бюллетень «Второй Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров “Золотой Феникс” : хроника кинофестиваля – 2009»; – пять выпусков ежегодника «Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского - 2009 : хроника событий». В этом, ставшим уже традиционным, издании собрана вся информация о массовых мероприятиях, наградах, издательской деятельности, публикациях сотрудников библиотеки за прошедший год. В книге представлены тексты статей о библиотечных мероприятиях, опубликованных в прессе, фотографии. Это издание чрезвычайно востребовано, особенно у удаленных пользователей: ориентируясь на деятельность Смоленской ОУБ, наши коллеги из библиотек региона выстраивают свою массовую работу.

    «Хроника событий» постоянно развивается: совершенствуется внешний вид, появляются новые разделы и рубрики, отвечающие современным информационным и издательским требованиям. Хочется обратить внимание на блок «Культура Смоленщины». Это новый блок, где мы постарались представить всю информационную картину сферы культуры нашего региона: сфера культуры Смоленщины в прессе, в Интернет, каталог Интернет-ресурсов Смоленской области по культуре и искусству, аналитические материалы.

    Так, в блоке «Интернет-каталог» представлены Интернет-ресурсы Смоленской области, которые или полностью посвящены теме культуры и искусства или частично освещают эти вопросы. Здесь представлены сайты официальных организаций, неформальных объединений, персональные сайты. Это – постоянно обновляемый ресурс, информация о только что созданных или, наоборот, прекративших свое существование сайтах, постоянно отслеживается.

    О разделе «Аналитические материалы» уже было сказано выше, хочется только подчеркнуть, что составление таких документов – трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации. Кроме того, подобные материалы – эксклюзивный продукт и поэтому для наибольшей информационной значимости должны создаваться исключительно «под заказ», к определенному мероприятию (например, к заседанию коллегии, оргкомитета и др.).

    Наиболее полную картину сферы культуры региона представляют два раздела этого блока: «Культура Смоленщины в прессе» и «Культура Смоленщины в Интернет». В первом разделе представлены ежеквартальные выпуски аннотированной библиографической информации, созданные на основе базы данных «Культурная жизнь Смоленской области». БД ведется с 1992 г. и включает около 7000 аналитических описаний статей из центральной и региональной прессы, посвященных событиям в сфере культуры Смоленской области. Составители данной БД, имея в качестве перспективной задачи создание максимально объективной и динамичной картины культурного пространства Смоленской области, используют все статьи и сообщения, посвященные событиям в сфере культуры нашей области. Поддерживается последовательный поиск по любому полю библиографической записи.

    Удаленным пользователям информационный список «Культурная жизнь Смоленской области (по материалам прессы)» ежеквартально отсылается по электронной почте. Также они получают список новых поступлений по культуре и искусству в фонд СОУБ и список новых поступлений неопубликованных документов в фонд СНИКИ.

    Стоит отметить, что у наших абонентов-руководителей сферы культуры наиболее востребованными являются информация по прессе и списки новых поступлений книг, в то время как у удаленных пользователей наиболее востребованными являются списки новых неопубликованных документов.

    Во втором разделе блока «Культура Смоленщины» представлена информация о текущих событиях из Интернет. Во время создания этого раздела перед нами встал вопрос: правильнее ли делать ссылки на сайты или же копировать текст с указанием источника? В результате сегодня на сайте СНИКИ СОУБ отдается предпочтение ссылкам, что, на наш взгляд, позволяет сайту стать связующим звеном между пользователем и единым информационным пространством.

    Необходимо отметить, что именно для этого раздела достаточно остро стоит вопрос отбора материала по таким критериям как качество материала, актуальность, оперативность и т.д. Кроме того, нам, как авторам контента, хочется представить как можно больше информации. Однако не стоит забывать и об информационной ценности разделов сайта, ведь его специфика предусматривает обязательное обновление контента и здесь очень остро встает вопрос о дефиците времени у сотрудников. Поэтому, безусловно, сайтостроение – очень увлекательное занятие, но не стоит увлекаться излишним количеством разделов и подразделов, а постараться соблюсти баланс «объем-качество».

     

  3. Продвижение сайта. В январе 2010 г. обновленная версия сайта СНИКИ Смоленской ОУБ была представлена пользователям. Для решения задачи продвижения нового информационного продукта был проведен цикл мероприятий: – для абонентов-удаленных пользователей было разработано и отправлено информационное письмо с указанием новых характеристик сайта; – Дни информации для разных аудиторий (сотрудники СОУБ, студенты и преподаватели института искусств). В течение 2010-2011 гг. эти мероприятия будут продолжаться. Цель их – дать информацию о сайте не только всем абонентам СНИКИ, но и всем студентам очного и заочного отделений института искусств как будущим специалистам; – индивидуальные консультации для абонентов-руководителей сферы культуры.

Все вышеперечисленные мероприятия имели тщательную предварительную подготовку, прошли на высоком уровне и получили положительные отклики. Как результат – увеличилось количество пользователей, количество запросов в режиме «запрос-ответ», заказов по МБА, посещений сайта СНИКИ.

На сегодняшний день на нашем сайте размещена практически вся информационная продукция сектора. К сожалению, «за бортом» остается огромный массив информации, сформированный по запросам абонентов (отсканированные статьи из узкопрофильных журналов, информация из Интернет, фактографическая и библиографическая информация и т.д.). Эти массивы представляют интерес не только для абонента-заказчика, но и для других категорий пользователей (например, удаленных пользователей, студентов). Сегодня законодательная база не позволяет представлять полный текст статьи без согласования с автором и в то же время эти же статьи очень часто «гуляют» по Интернету. Возможно, настала необходимость обсудить эту проблему совместно и принять решение, позволяющее вынести эти ценные ресурсы на всеобщее пользование.

Что касается перспектив развития нашего информационного ресурса, то, судя по отзывам пользователей, назрела необходимость создания блоков «Путеводитель по учреждениям культуры Смоленщины», «Опыт смоленских библиотек», «Гостевая книга» и т.д.

Необходимо рассмотреть и еще одну очень важную сферу деятельности нашего сектора – информационную поддержку программ по культуре. В настоящее время Департамент по культурной политике Администрации Смоленской области: осуществлял свою деятельность в рамках реализации федеральной целевой программе «Культура России» (2006-2011 гг.), областных целевых и ведомственных программ «Дети Смоленщины», «Пожарная безопасность», «Обеспечение устойчивого функционирования зданий и сооружений областных государственных учреждений культуры», а также ведомственной целевой программы «Развитие образования в сфере культуры и искусства на 2010 год». Следует отметить, что информационное обслуживание программ в деятельности нашего сектора отдельно не выделяется, но так как большая часть сотрудников Департамента является нашими абонентами, то их информобслуживание и обеспечивает информобеспечение программ.

Так, наш СНИКИ активно осуществляет информационное сопровождение текущих и планируемых мероприятий (коллегий, совещаний, «круглых столов» и других мероприятий): по запросу составляется пакет документов, в который, как правило, входят: – фактографическая информация из источниках из фонда СОУБ; – библиографическая информация об источниках из фонда СОУБ; – полнотекстовая и ссылочная информация из Интернет.

Иногда, по запросу, к мероприятию готовится информационный буклет, бюллетень или аналитическая справка. Данная информация, как правило, получает высокую оценку у специалистов.

В этой связи необходимо отметить, что интенсивность деятельности СНИКИ напрямую зависит от уровня информационных потребностей абонентов, что особенно ярко проявляется с приходом новых менеджеров, заинтересованных в активной информационной поддержке: количество запросов на поиск информации многократно возрастает. Поэтому в этих условиях активно работающий веб-сайт сектора, безусловно, способствует повышению комфортности обслуживания пользователей и позволяет СНИКИ реализовать ряд задач по его продвижению в информационном сообществе.

Анализ выполненных справок показывает, что наиболее актуальными были следующие запросы: – взаимодействие органов государственной власти и учреждений культуры; – использование информационных технологий в учреждениях культуры; – менеджмент в области культуры; – возрождение национальной культуры; – государственная политика по сохранению памятников культуры; – проблемы реставрации памятников культуры и использования историко-культурного наследия; – социокультурная деятельность в сфере досуга; – сценарные и методические материалы.

В 2009 г. значительно расширились возможности информационно-библиографического обслуживания пользователей – СОУБ присоединилась к корпоративному проекту «МАРС» АРБИКОН. Информационные ресурсы АРБИКОН включают богатейшую библиографическую информацию о публикациях в периодических журналах, издающихся в России, что позволяет сократить время и улучшить качество выполнения запросов пользователей.

Таким образом, в своей деятельности СНИКИ СОУБ не только использует практически весь спектр ресурсов Росинформкультуры. но и активно формирует их региональный компонент. Продвижению этих ресурсов способствует веб-сайт сектора – постоянно обновляемый совокупный электронный ресурс. Мы надеемся, что сайт нашего СНИКИ и в дальнейшем будет востребованным, поможет региональным учреждениям культуры расширить и обеспечить доступ к информации по культуре и искусству самым разным потребителям, занимающимся научной, творческой, образовательной деятельностью, поддержать интерес к получению полной, качественной информации в удобной форме.

Источник: // «Чтоб не распалась связь времен…» : междунар. науч.-практ. конф. Библиотечно-информационные технологии и ресурсы Росинформкультуры в контексте формирования культурной политики : VII Всерос. совещание рук. служб информации по культуре и искусству. Библиотечное наследие Великого Междуречья России. XXI век : конф.-автогр. : матер. конф. и совещ. 22-24 сент. 2010 г., г. Волгогорад / РГБ, Волгогр. ОУНБ им. М. Горького. – Волгоград : Принт, 2011. – С. 122-130.