Твардовский Александр Трифонович
ТВАРДОВСКИЙ
До 1936 г. жил и творил на Смоленщине. Печатался в газетах «Юный товарищ», «Смоленская деревня», «Рабочий путь», «Большевистский молодняк», в журнале «Наступление». Был ответственным секретарем журнала «Западная область». Опубликовал 260 произведений в стихах и прозе, в т.ч. 3 поэмы. Учился в Смоленском педагогическом институте. Состоял в Ассоциации писателей до марта 1931 г. Исключен за «неправильное освещение классовых отношений» в произведениях и в связи с раскулачиванием и высылкой из Загорья семьи.
Основу поэтики Твардовского составляет мощный этнический пласт, обнаруживающий себя не только в содержании, но и в языке и стиле произведений, в которых постоянно упоминаются названия городов, районных центров, поселков, сел, деревень Смоленщины: Загорье, Починок, Ельня, Каспля, Колодня, Кардымово. Глинка. Местожительство Никиты Моргунка — «деревня Василь-ково», «Касплянский сельсовет». Персонажи большинства его довоенных произведений — это смоленские люди, прежде всего мать, отец, родные братья, соседи по дому, Поля Казакова, дел Данила со своей Марковной, Дмитрий Прасолов и лр. Они не исчезают из его произведений военных и послевоенных лет. Не только знакомые места и наши люди находятся в поле зрения поэта. Обстоятельно раскрываются их обычаи, привычки, воспроизводится речь — с прибаутками, пословицами, поговорками, бытующими на Смоленщине. В его художественном арсенале много выражений и слов, которые можно услышать только на Смоленщине: «копец», «тверезый», «каюк» и др. Для художественной манеры Т. характерен диалогический план: с одной стороны, устремленность в будущее в духе того времени, с другой — осознание великих жертв и утрат, ломка основ крестьянского быта. Первая творческая линия ведет начало от стихотворения «Новая изба» (1925 г.); другие стихотворения опираются на рассказ лирического героя о «родной стране» и о «крае любимом», органически сливающихся воедино в понятие «большой» и «малой» родины. Достигнутые на этом пути творческие успехи закреплены в поэме «Страна Муравия» (1936 г.), свое завершение эта линия приобретает в поэме «За далью —даль» (1960 г.). Вместе с тем с самого начала творчества не менее сильно проявляется и вторая линия, связанная с трагическим восприятием жизни, опирающаяся на глубинные процессы, происходившие в пореволюционной русской деревне («Селькор», «Селькоровское», «Селькорка», «Путь Василия Петрова», «Любимой» и др.). Трагический мотив в ранних произведениях Т. усиливается — в предощущении грядущей войны. Тема мук и страданий накатывалась не только извне; вскоре она, как молния, прожгла поэта изнутри. Сын кулака, «кулацкий подголосок» — так будет отзываться о нем местная критика. Годы «великого перелома» обернутся трагической стороной для многодетной крестьянской семьи Твардовских. А через 10 лет «большая» война потрясет его ужасами и страшными картинами человеческих страданий, поэт-фронтовик, «петь привыкший на войне», создаст ряд ярких произведений: «Василий Теркин» (1941—45 гг.), «Дом у дороги» (1942—46 гг.), «Я убит подо Ржевом» (1946 г.) и др. «Жестокая память о войне», о погибших товарищах, как незарубцованная рана, кровоточила, болела, напоминала о себе до конца дней поэта, последние годы которого характерны сближением, а затем и полным слиянием в его творчестве двух разновидностей единой огромной трагической темы: внешней с ее войнами и катаклизмами, и внутренней - мощно пробивающейся от самого сердца, воплотившейся в цикле «Памяти матери» (1965 г.) и поэме «По праву памяти» (1966—69 гг.), сконцентрировавших в себе целую эпоху. Трагедийный смысл имеет и сатирическая поэма «Теркин на том свете» (1954— 63 гг.), характеризующая автора как художника «государственного мышления», по словам Ф. Абрамова.
Памятник А. Т. Твардовскому и его литературному герою на площади Победы в г. Смоленске. |
Трагедия и сатира, героизм народа в дни испытаний, сильнейший лирический накал — все это в единстве явилось художественным открытием Твардовского; проявлением его острого, яркого и самобытного таланта: поэт оставил нам произведения не только грусти и печали, но и радости и большого торжества. Все это стало возможным в силу того, что он никогда не становился в позу «постороннего судьи», а выставлял себя «совиновником» во всем добре и зле, совершенным над его народом и над ним самим.
Tвардовский - яркий представитель Смоленской поэтической школы в 1930-е гг., в связи с отъездом в Москву М.В. Исаковского, становится ее поэтическим центром. Именно Твардовский четко определил особенности «школы» в стихах: «Мы все — почти что поголовно — / Оттуда люди, от земли...». В художественных произведениях Александра Трифоновича и его школы тема земли, труда, в поэтическом и в эстетическом преломлении, связана с понятием чистоты, честности, «правдивости во взаимоотношениях с землей». О чем бы ни писал Т. в самом расцвете поэтического таланта, когда уже жил в Москве, русская деревня маячила, вставала в его художественном сознании как нечто родное и близкое, она занимала все творческие замыслы Твардовского—«и в самый канун коллективизации, в ходе потрясений и новшеств», составляя в своей совокупности особенности художественного видения мира; пробудившаяся деревня служит у него «преимущественно» точкой для развертывания тех или иных ситуаций, сюжетов, обрисовки характеров. Таков нравственный, психологический и социально-исторический аспект народности, составляющий основу основ смоленской поэтической школы. Наряду с такими важными компонентами, как сложившаяся исторически в процессе борьбы за национальную самобытность психологическая особенность характера русского человека, крестьянина по преимуществу, его особый взгляд на жизнь, его привычки, выработанные веками, доброта, душевная отзывчивость, участие в чужой беде, жалость,— следует указать на особую приверженность Т. и поэтов смоленской школы к живому разговорному языку своего родного края и его своеобразной природе. Отношение к языку для Т. было мерилом эстетических и нравственных ценностей. Ему принадлежат слова в защиту родного языка как важнейшей «экологической» задачи в масштабе всей страны, в непримиримой борьбе против засорения живой речи газетными штампами и другими пошлыми выражениями. Т. и как редактор «Нового мира» и как литературный критик решительно выступил против словесной лжи и лицемерия в литературе и публицистике. Литературно-критическое наследство Т. составляет большой том в собрании его сочинений, около 25 печатных листов. Литературный талант Т. оказался, что совершенно очевидно в наше время, неисчерпаемым и могучим и направлен был на решение главных задач реалистического искусства.
Литература
Акаткин, В. А. Т. Твардовский. Страницы творчества : работы разных лет / В. Акаткин. – Воронеж, 2008. – 342 с.
Акаткин, В. Александр Твардовский и время : служение и противостояние : статьи / В. Акаткин. – Воронеж, 2006. – 260 с.
Акаткин, В. Ранний Твардовский : проблемы становления / В. Акаткин. – Воронеж, 1986. – 210 с., портр.
Воспоминания об А. Твардовском : сборник. – Издание второе / сост. М. И. Твардовская. – М.: Советский писатель, 1982. – 543 с. : ил.
Кондратович, А. Александр Твардовский : поэзия и личность / А. Кондратович. – М.: Художественная литература, 1978. – 350 с. : ил.
Ильин, В. В. Не пряча глаз. Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи / В. В. Ильин. – Смоленск : Смядынь, 2000. – 390 с.
Ильин, В. В. «Скольким душам был я нужен…» : А. Т. Твардовский: очерки психологии творчества / В. В. Ильин. – Смоленск : Маджента, 2009. – 456 с.
Козикова, Л. М. Творческое содружество : сборник статей / Л. М. Козикова. – Смоленск, 2010. – 43 с.
Македонов, А. В. Эпохи Твардовского / А. В. Македонов. Смоленский Сократ / В. С. Баевский. «Дело» Македонова / Н. Н. Илькевич ; сост. Г. С. Меркин. – Смоленск : Траст-Имаком, 1996. – 448 с. : ил.
А. Т. Твардовский и русская литература : [сб. науч. работ; материалы конф.] / науч. ред. В. М. Акаткин. – Воронеж : Полиграф, 2000. – 246 с.