Твардовский Александр Трифонович

ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (21.VI.1910, хутор Загорье ныне Починковского района Смоленской области — 18.XII. 1971, Москва), великий поэт, пятикратный лауреат Государственных премий. Участник Великой Отечественной войны. Редактор «Нового мира» (1950—54 гг., 1958—70 гг.)—лучшего послевоенного литературно-художественного и общественно-политического журнала, определявшего лицо подлинной реалистической литературы.

До 1936 г. жил и творил на Смоленщине. Печатался в газетах «Юный товарищ», «Смоленская деревня», «Рабочий путь», «Большевистский молодняк», в жур­нале «Наступление». Был ответственным секретарем журнала «Западная область». Опубликовал 260 произве­дений в стихах и прозе, в т.ч. 3 поэмы. Учился в Смо­ленском педагогическом институте. Состоял в Ассоциации писателей до марта 1931 г. Исключен за «непра­вильное освещение классовых отношений» в произве­дениях и в связи с раскулачиванием и высылкой из Загорья семьи.

Основу поэтики Твардовского составляет мощный этнический пласт, обнаруживающий себя не только в содержании, но и в языке и стиле произведений, в которых посто­янно упоминаются названия городов, районных цент­ров, поселков, сел, деревень Смоленщины: Загорье, Починок, Ельня, Каспля, Колодня, Кардымово. Глинка. Местожительство Никиты Моргунка — «деревня Василь-ково», «Касплянский сельсовет». Персонажи большин­ства его довоенных произведений — это смоленские люди, прежде всего мать, отец, родные братья, соседи по дому, Поля Казакова, дел Данила со своей Марков­ной, Дмитрий Прасолов и лр. Они не исчезают из его произведений военных и послевоенных лет. Не только знакомые места и наши люди находятся в поле зрения поэта. Обстоятельно раскрываются их обычаи, привыч­ки, воспроизводится речь — с прибаутками, пословицами, поговорками, бытующими на Смоленщине. В его художественном арсенале много выражений и слов, которые можно услышать только на Смоленщине: «копец», «тверезый», «каюк» и др. Для художественной манеры Т. характерен диалогический план: с одной стороны, устремленность в будущее в духе того време­ни, с другой — осознание великих жертв и утрат, лом­ка основ крестьянского быта. Первая творческая линия ведет начало от стихотворения «Новая изба» (1925 г.); другие стихотворения опираются на рассказ лирическо­го героя о «родной стране» и о «крае любимом», орга­нически сливающихся воедино в понятие «большой» и «малой» родины. Достигнутые на этом пути творческие успехи закреплены в поэме «Страна Муравия» (1936 г.), свое завершение эта линия приобретает в поэме «За далью —даль» (1960 г.). Вместе с тем с самого начала творчества не менее сильно проявляется и вторая линия, связанная с трагическим восприятием жизни, опираю­щаяся на глубинные процессы, происходившие в поре­волюционной русской деревне («Селькор», «Селькоров­ское», «Селькорка», «Путь Василия Петрова», «Любимой» и др.). Трагический мотив в ранних произведениях Т. усиливается — в предощущении грядущей войны. Тема мук и страданий накатывалась не только извне; вскоре она, как молния, прожгла поэта изнутри. Сын кулака, «кулацкий подголосок» — так будет отзываться о нем местная критика. Годы «великого перелома» обернутся трагической стороной для многодетной крестьянской семьи Твардовских. А через 10 лет «большая» война потрясет его ужасами и страшными картинами челове­ческих страданий, поэт-фронтовик, «петь привыкший на войне», создаст ряд ярких произведений: «Василий Теркин» (1941—45 гг.), «Дом у дороги» (1942—46 гг.), «Я убит подо Ржевом» (1946 г.) и др. «Жестокая память о войне», о погибших товарищах, как незарубцованная рана, кровоточила, болела, напоминала о себе до кон­ца дней поэта, последние годы которого характерны сближением, а затем и полным слиянием в его твор­честве двух разновидностей единой огромной трагической темы: внешней с ее войнами и катаклизмами, и внутренней - мощно пробивающейся от самого серд­ца, воплотившейся в цикле «Памяти матери» (1965 г.) и поэме «По праву памяти» (1966—69 гг.), сконцентри­ровавших в себе целую эпоху. Трагедийный смысл имеет и сатирическая поэма «Теркин на том свете» (1954— 63 гг.), характеризующая автора как художника «госу­дарственного мышления», по словам Ф. Абрамова.

Памятник А. Т. Твардовскому и его литературному герою на площади Победы в г. Смоленске.

Трагедия и сатира, героизм народа в дни испытаний, сильнейший лирический накал — все это в единстве явилось художественным открытием Твардовского; проявлением его острого, яркого и самобытного таланта: поэт оставил нам произведения не только грусти и печали, но и радости и большого торжества. Все это стало возможным в силу того, что он никогда не становился в позу «постороннего судьи», а выставлял себя «совиновником» во всем добре и зле, совершенным над его народом и над ним самим.

Tвардовский - яркий представитель Смоленской поэтической школы в 1930-е гг., в связи с отъездом в Москву М.В. Исаковского, становится ее поэтическим центром. Именно Твардовский четко определил особенности «школы» в стихах: «Мы все — почти что поголовно — / Оттуда люди, от земли...». В художественных произведениях Александра Трифоновича и его школы тема земли, труда, в поэтическом и в эстети­ческом преломлении, связана с понятием чистоты, честности, «правдивости во взаимоотношениях с зем­лей». О чем бы ни писал Т. в самом расцвете поэтиче­ского таланта, когда уже жил в Москве, русская дерев­ня маячила, вставала в его художественном сознании как нечто родное и близкое, она занимала все творче­ские замыслы Твардовского—«и в самый канун коллективизации, в ходе потрясений и новшеств», составляя в своей совокупности особенности художественного видения мира; пробудившаяся деревня служит у него «преиму­щественно» точкой для развертывания тех или иных ситуаций, сюжетов, обрисовки характеров. Таков нрав­ственный, психологический и социально-исторический аспект народности, составляющий основу основ смо­ленской поэтической школы. Наряду с такими важны­ми компонентами, как сложившаяся исторически в процессе борьбы за национальную самобытность пси­хологическая особенность характера русского человека, крестьянина по преимуществу, его особый взгляд на жизнь, его привычки, выработанные веками, доброта, душевная отзывчивость, участие в чужой беде, жа­лость,— следует указать на особую приверженность Т. и поэтов смоленской школы к живому разговорному языку своего родного края и его своеобразной природе. Отно­шение к языку для Т. было мерилом эстетических и нравственных ценностей. Ему принадлежат слова в за­щиту родного языка как важнейшей «экологической» задачи в масштабе всей страны, в непримиримой борь­бе против засорения живой речи газетными штампами и другими пошлыми выражениями. Т. и как редактор «Нового мира» и как литературный критик решительно выступил против словесной лжи и лицемерия в лите­ратуре и публицистике. Литературно-критическое на­следство Т. составляет большой том в собрании его сочинений, около 25 печатных листов. Литературный талант Т. оказался, что совершенно очевидно в наше время, неисчерпаемым и могучим и направлен был на решение главных задач реалистического искусства.

Литература

Акаткин, В. А. Т. Твардовский. Страницы творчества : работы разных лет / В. Акаткин. – Воронеж, 2008. – 342 с.

Акаткин, В. Александр Твардовский и время : служение и противостояние : статьи / В. Акаткин. – Воронеж, 2006. – 260 с.

Акаткин, В. Ранний Твардовский : проблемы становления / В. Акаткин. – Воронеж, 1986. – 210 с., портр.

Воспоминания об А. Твардовском : сборник. – Издание второе / сост. М. И. Твардовская. – М.: Советский писатель, 1982. – 543 с. : ил.

Кондратович, А. Александр Твардовский : поэзия и личность / А. Кондратович. – М.: Художественная литература, 1978. – 350 с. : ил.

Ильин, В. В. Не пряча глаз. Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи / В. В. Ильин. – Смоленск : Смядынь, 2000. – 390 с.

Ильин, В. В. «Скольким душам был я нужен…» : А. Т. Твардовский: очерки психологии творчества / В. В. Ильин. – Смоленск : Маджента, 2009. – 456 с.

Козикова, Л. М. Творческое содружество : сборник статей / Л. М. Козикова. – Смоленск, 2010. – 43 с.

Македонов, А. В. Эпохи Твардовского / А. В. Македонов. Смоленский Сократ / В. С. Баевский. «Дело» Македонова / Н. Н. Илькевич ; сост. Г. С. Меркин. – Смоленск : Траст-Имаком, 1996. – 448 с. : ил.

А. Т. Твардовский и русская литература : [сб. науч. работ; материалы конф.] / науч. ред. В. М. Акаткин. – Воронеж : Полиграф, 2000. – 246 с.

 

 

НАЗАД