Лавочкин Семен Алексеевич

Семён Алексеевич жил в этом доме (Москва, Тверская улица, 19)

Лавочкин Семён Алексеевич (Айзикович) – Главный конструктор авиационного конструкторского бюро, генерал-майор инженерно-авиационной службы.

Родился 29 августа (11 сентября) 1900 года в Смоленске (в некоторых документах указывается иное место рождения – местечко Петровичи Рославльского уезда Смоленской губернии). Сын учителя гимназии. Еврей. Окончил городское училище в городе Рославле, гимназию в Курске.

С 1918 года – в Pабоче-Крестьянской Красной Армии. Воевал красноармейцем в Гражданской войне, в 1920 году служил в пограничной охране. В конце 1920 года был демобилизован и направлен на учебу в Москву. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана в 1927 году. Проходил преддипломную практику в конструкторском бюро А. Н. Туполева, участвуя в разработке первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). С 1929 года работал в ряде авиационных конструкторских бюро (КБ Ришара, Бюро новых конструкций и Центральное конструкторское бюро). В 1935–1938 годах – главный конструктор проекта истребителя ЛЛ (не пошел в серию). В 1938 – 1939 годах работал в Главном управлении авиационной промышленности.

С 1939 главный конструктор по самолётостроению, руководитель конструкторского бюро на авиазаводе № 301 в городе Химки Московской области. Под его руководством там создан истребитель ЛаГГ-3 (совместно с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым). С 1940 года – главный конструктор конструкторского бюро на авиазаводе № 21 в городе Горький. В годы Великой Отечественной войны существенно переработал ЛаГГ-3, первоначально имевший высокую аварийность и недостаточные лётные характеристики (произвёл замену двигателя и существенное усиление плоскости крыла, что резко увеличило боевые возможности самолёта). Тогда же создал 10 серийных и экспериментальных истребителей, в том числе Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в боях. При их разработке Лавочкин рационально сочетал деревянную конструкцию планёра (применив особо прочный материал – дельта-древесину) с надёжным двигателем, имевшим высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта. Компоновка самолёта Ла-5, Ла-7 обеспечивала надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. На истребителях конструкции Лавочкина И. Н. Кожедуб сбил 62 немецких самолёта. Всего в 1941–1945 годах построены 22500 экземпляров самолетов Лавочкина, сыгравших огромную роль в завоевании советской авиацией господства в воздухе. С 1943 года испытывались истребители Лавочкина с установленными на них реактивными ускорителями.

За выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1943 года Лавочкину Семёну Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Mолот».

В первые послевоенные годы в конструкторском бюро Лавочкина (в 1945 году оно было переведено в Химки) созданы его последние поршневые истребители – цельнометаллический самолет Ла-9, учебно-тренировочный Ла-180 и дальний истребитель Ла-11. Затем КБ Лавочкина переведено на создание реактивных серийных и экспериментальных истребителей, хотя проблемами реактивных двигателей и их применения в авиации занялся вплотную ещё с 1944 года. В 1947 году был разработан Ла-160 – первый отечественный самолёт со стреловидным крылом, Ла-15. В декабре 1948 года на Ла-176 со стреловидностью крыла в 45 градусов впервые в СССР была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Конструктор создан сверхзвуковой истребитель Ла-190, всепогодный двухместный истребитель с мощной радиолокационной станцией на борту Ла-200.

Под руководством Лавочкина создан ряд образцов ракетной техники. В 1950 году ОКБ С. А. Лавочкина было поручено спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет класса «земля-воздух», причем тактико-технические данные были заданы чрезвычайно высокие, не достигнутые ни в одной стране мира. По инициативе И. В. Сталина, осознавшего опасность вполне реального в те года ядерного удара по промышленным центрам страны, было принято решение о создании первой отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С-25) с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) на вооружении.

В кратчайшие сроки был пройден путь с формулировки самой идеи системы ПВО до создания системы. В 1951–1955 годах под руководством С.А. Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР-"205" и ЗУР-"215", а также ракеты класса «воздух – воздух». В 1955 году вокруг Москвы появились знаменитые защитные «кольца» – система ПВО «Беркут». Ракеты конструкции С. А. Лавочкина находились на боевом дежурстве до начала 80-х годов (это были ЗУР-"217М" и ЗУР-"218"). Член КПСС с 1953 года.

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года Лавочкину Семёну Алексеевичу повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением второй золотой медали «Серп и Молот» (№ 33/II).

Параллельно с ракетной тематикой С. А. Лавочкин в 1950–1954 годах разработал беспилотный самолет-мишень Ла-17, выпускавшийся почти 40 лет – до 1993 года. Кроме того, был создан и применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных беспилотных летательных разведывательных аппаратов).

С 1956 С. А. Лавочкин – генеральный конструктор ОКБ. На этом посту он завершил две такие крупнейшие работы, как, во-первых, создание межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты «Буря» и, во-вторых, проектирование нового зенитного комплекса ПВО «Даль», основу которого составляли ракеты класса «земля-воздух» большой дальности (до 500 км) для поражения высокоскоростных воздушных целей.

При завершении испытаний «Бури» 9 июня 1960 года Семён Алексеевич Лавочкин скончался от сердечного приступа на полигоне Сары-Шаган в районе озера Балхаш (Казахская ССР). По неистребимой советской привычке засекречивать всё подряд, в газетах было сообщено, что конструктор умер в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище города-героя Москвы (участок 1).

Член-корреспондент Академии наук СССР (1958). Депутат Верховного Совета СССР 3-5 созывов (с 1950 по 1960 годы).

Имя Лавочкина носит научно-производственное объединение, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Бронзовый бюст установлен на родине Героя в городе-герое Смоленске. Его именем названы улицы в Москве и Смоленске, там же установлены бронзовые бюсты. В Москве установлена мемориальная доска на доме, где жил Герой.

Награды

Сталинская премия первой степени (1941),

Сталинская премия первой степени (1943),

Сталинская премия второй степени (1946),

Сталинская премия первой степени (1948),

Дважды Герой Социалистического труда (1943, 1956),

Три ордена Ленина,

Орден Красного Знамени,

Орден Суворова I степени,

Орден Суворова II степени,

медаль «За боевые заслуги»,

другие медали.

Память

В родном городе Смоленске, в Липецке, в Химках и в Москве есть улицы имени Лавочкина.

В Москве на доме № 19 по Тверской улице, где жил Семён Алексеевич, установлена мемориальная доска.

В Ахтубинске Астраханской области на улице Агурина С. А. Лавочкину установлена мемориальная доска.

В Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 гг. – г. Горький) на улице Чаадаева д. 16, где жил С. А Лавочкин в 1940–1944 гг., возглавляя ОКБ-21, установлена мемориальная доска.

Литература

Арлазоров, М. Семен Алексеевич Лавочкин / М. Арлазоров // Самолёты страны Советов. – М, 1974. – С. 164–176.

Арлазоров, М. Фронт идет через КБ: жизнь авиационного конструктора, рассказанная его друзьями, коллегами, сотрудниками / М. Арлазоров. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Знание, 1987. – 205, [3] с. : ил.

Покрышкин, А. И. Небо войны / А. И. Покрышкин. – М.: Воениздат, 1966. – 445 с. : ил. – (Военные мемуары).

Покрышкин, А. И. Познать себя в бою / А. И. Покрышкин. – М.: ДОСААФ СССР, 1987. – 478 с. : ил.

Пономарев, А. Н. Семен Алексеевич Лавочкин // Пономарев, А. Н. Советские авиационные конструкторы / А. Н. Пономарев. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1990. – С. 183–191.

Яковлев, С. М. Творец победоносных самолётов // Яковлев, С. М. Наши крылатые земляки / С. М. Яковлев. – Смоленск, 1962. – С. 55–63.

Яковлев, С. М. Советские самолёты : краткий очерк / С. М. Яковлев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1982. – С. 281–283.

Якубович, Н. В. Самолёты С. А. Лавочкина / Н. В. Лавочкин; гл. ред. Д. А. Соболев. – М.: РУСАВИА, 2002. – 157 с. : ил., фото, графики.

Коньков, Н. Пятнадцать тысяч «Ла» для фронта : [памяти авиаконструктора С. А. Лавочкина. 1900–1960] / Н. Коньков // Авиация и космонавтика. – 1980. – № 9. – С. 26.

Симаков, Е. Советский авиаконструктор С. А. Лавочкин : к 80-летию со дня рождения / Е. Симаков // Военно-исторический журнал. – 1980. – № 9. – С. 94–96 : портр.  

 

НАЗАД