Коненков Сергей Тимофеевич
Конёнков родился 28 июня (10 июля) 1874 года в селе Караковичи (ныне Ельнинского района Смоленской области) в крестьянской семье. Белорус. Учился в МУЖВЗ, а позднее в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у профессора В. А. Беклемишева. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена.
В 1897 году посещает Францию, Италию, Германию. В конце XIX века выступил с реалистической скульптурой «Камнебоец».
Революционные события 1905 года застали Конёнкова в Москве. Под впечатлением событий, он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»).
Конёнков оформляет кафе Филиппова на Тверской (1905), создаёт барельеф «Пиршество» (1910). Ещё до революции Конёнкова называли «русским Роденом».
В 1912 году посещает Грецию и Египет.
Конёнков работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево, применяя различные приёмы обработки. Для него лес – это воплощение стихийных сил природы, символ красоты. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К серии принадлежат такие работы как «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Вещая старушка» (1916), «Дядя Григорий» (1916), «Нищая братия» (1918).
Прообразом лица, изображённого в скульптуре «Вещая старушка», Конёнкову послужила чрезвычайно популярная в 1915–1916 годах русская сказительница былин и сказов М. Д. Кривополенова, простая пинежская крестьянка, удивившая Россию своим природным талантом. Параллельно с «лесным циклом» Конёнков работает над «греческим циклом» (работы «Юноша» и «Горус»).
Конёнков одним из первых среди русских скульпторов рубежа 19-20 веков обращается к изображению обнажённого женского тела. Его работы часто выдержаны в традициях русского народного искусства, деревянной резьбы. («Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918).
Скульптор поддержал Октябрьскую революцию, участвовал в реализации плана «монументальной пропаганды». Его стремление к монументальности стало преобладающей тенденцией в искусстве тех лет. Поиски новых форм отразились в работах 1918–1919 годов: барельефе «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены и памятнике «Степан Разин» для Красной площади. В 1923 году принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Ивановне Воронцовой, а в конце 1923 года они отправляются в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится только несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось только через 22 года. Основное местожительства и работы в этот период – Нью-Йорк. В 1928–1929 годах Конёнков совершает поездку в Италию, где встречается с А. М. Горьким и работает над его портретом. В Риме проходит его персональная выставка. К американскому периоду творчества относятся рисунки Конёнкова, связанные с размышлениями на темы Библии, «Апокалипсиса». Художник изображает Христа, пророков и апостолов, создаёт эскизы к космогониям.
В 1935 году администрация Принстонского университета заказала Сергею Конёнкову бюст учёного А. Эйнштейна. Великий физик с уважением относился к творчеству русского скульптора, но с ещё большим вниманием – к жене Конёнкова, Маргарите. Маргарита была также знакома с Робертом Оппенгеймером, «отцом американской атомной бомбы».
По личному приказанию И. В. Сталина в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР. Многие авторские гипсы были затем переведены в материал.
Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве. В 1965 году в здании Московского дома художника на Кузнецком Мосту состоялась выставка работ Конёнкова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения.
По воспоминаниям М. П. Лобанова: «Довелось мне быть однажды вместе со школьниками у Коненкова, в его мастерской на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Колоритный старец показывал детям свои извлеченные им из дерева чудеса: всяких лесовиков, полевичков, зверушек, лесную нечисть, рассказывал, как в детстве любил слушать старого пасечника, изображал, как тот вытаскивал из бороды запутавшихся в ней пчёл. И в конце встречи Сергей Тимофеевич угостил нас редкостным зрелищем. В то время он работал над проектом памятника Ленину, который, по его замыслу, должен был представлять установленную на Воробьёвых горах высоченную фигуру вождя, с протянутой рукой вращающуюся в течение суток вокруг своей оси вслед за движущимся солнцем. «Степан! Заводи!» – раздался вдруг громкий голос Сергея Тимофеевича, и тотчас же откуда-то из дверей выбежал похожий на обломовского Захара нечёсаный мужик, включил что-то в памятнике, агрегат загрохотал, и Владимир Ильич медленно задвигался вокруг своей оси, к восхищению школьников.
Сергей Конёнков автор портретов И. С. Тургенева, В. В. Маяковского, К. Э. Циолковского, Н. Д. Зелинского, памятников А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, В. И. Сурикову, надгробия М. М. Пришвину.
Скульптор также выполнил обещание, данное Горькому во время их встречи в Италии, и создал портрет внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери – Надежды Алексеевны Пешковой, объединив их в цикл «Три возраста» (скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»).
В галерее портретов особое место занимают изображения композиторов, в том числе И. С. Баха и Н. Паганини.
Из невоплощённых работ – проект памятника Александру II.
Сергей Конёнков похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).
В 1974 году, к столетию скульптора, в Москве, в доме, где он прожил последние 24 года жизни, был открыт музей, названный Мемориальный музей-мастерская С. Т. Конёнкова. В него входят собственно мастерская, где работал мастер, его квартира, кабинет, а также холл и вестибюль. Интерьер выполнен по проекту Конёнкова. На стене музея была установлена мемориальная доска-барельеф. Также именем Конёнкова названы улицы в Москве, Смоленске, Рославле. В г. Смоленске работает музей Конёнкова.
Почтовая марка СССР, 1973 год
портрет Коненкова, художник П. Д. Корин
Нищая Братия, 1917 г. Награды и премии
Герой Социалистического Труда (1964);
народный художник РСФСР (1955);
народный художник СССР (1958);
действительный член АХ СССР (1954);
Ленинская премия (1957) – за скульптуру «Автопортрет»;
Сталинская премия третьей степени (1951) – за скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»;
Два ордена Ленина (1955, 1964);
Почётный гражданин Смоленска(1964).
Литература
Сергей Тимофеевич Конёнков. Избранные произведения : альбом репродукций. – М.: Советский художник, 1956.
Сергей Тимофеевич Конёнков : [альбом / сост. Г. И. Чугунов; авт. текста на иностр. яз. И. М. Шмидт]. – Л.: Художники РСФСР, 1978. – 164 с. : ил. – (Текст на русском, английском, французском, немецком языках).
Конёнков Сергей Тимофеевич : буклет. – М.: Советский художник, 1952. – 1 разверн. лист.
Коненков Сергей Тимофеевич. Воспоминания. Статьи. Письма. В 2-х кн. / сост. и авт. коммент. Ю. А. Бычков. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 190 с. : ил.
Коненков С. Т. О жизни и о себе : из книги «Мой век» / С. Т. Коненков; худож. Г. Свидченко. – М.: Детская литература, 1984. – 190 с. : ил.
Коненков С. Т. Слово к молодым / С. Т. Коненков. – М.: Молодая гвардия, 1958. – 120 с. : ил.
Коненков С. Т. Земля и люди / С. Т. Коненков. – Изд. 2-е. – М.: Молодая гвардия, 1974. – 207 с. : ил.
Коненков С. Т. Мой век : воспоминания / С. Т. Коненков; лит. запись Ю. А. Бычкова. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 383 с. : ил.
Анисимов, Г. Жизнь равная веку [о С. Т. Конёнкове] / Анисимов, Г. Незаконченные биографии / Г. Анисимов. – М., 1988. – С. 7–56.
Банковский, Н. К 100-летию со дня рождения С. Т. Конёнкова : хроникальные заметки / Н. Банковский // Советская скульптура. 74. – М., 1976. – С. 263–265.
Белогорцев, И. Д. Старейший русский ваятель: к 80-летию С. Т. Коненкова / И. Д. Белогорцев // Смоленский альманах. – 1953. – № 12. – С. 227–240.
Бычков, Ю. А. Коненков / Ю. А. Бычков. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 315 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).
Десятников, В. А. С. Т. Коненков : к 100-летию со дня рождения / В. А. Десятников, Ю. А. Бычков. – М.: Знание, 1973. – 32 с. : ил.
Каменский, А. А. С. Т. Коненков / А. А. Каменский. – М.: Искусство, 1975. – 223 с. : ил.
Коненков С. Т. Мемориальный музей-мастерская : путеводитель. – М.: Советский художник, 1986. – 56 с.
С. Т. Коненков // Художественный мир Смоленщины. – Смоленск, 1994. – С. 95–105.
Кулакова, Л. В гостях у скульптора – земляка / Л. Кулакова // Литературный Смоленск. – Смоленск, 1956. – № 15. – С. 361–362.
Машуровский, Д. И. Скульптор Сергей Коненков / Д. И. Машуровский. – М.: Знание, 1961. – 30 с. : ил.
Осокин, В. Н. Волшебный резец : С. Т. Коненков в Москве / В. Н. Осокин. – М.: Московский рабочий, 1980. – 176 с. : ил.