Глинка Михаил Иванович

ГЛИНКА Михаил Иванович (20.V.1804, с. Новоспаское  Ечьнинского уезда Смоленской губ.— 3.II. 1857, Берлин),

М. И. Глинка за сочинением оперы "Руслан и Людмила".

С картины И. Е. Репина

 композитор, основатель русской классической  музыки. В Смоленске Глинка  пробыл (с перерывами) с января 1826 г. около полутора месяцев. Здесь он написал фортепианные вариации на итальянский романс «Благословенная будь, мать». Это первое изданное произведение Глинки. Ненадолго Глинкка уезжает в Новоспасское, где состоялась свадьба его сестры Пелагеи, но вскоре возвращается в Смоленск. Для музыкального представления «Пролог на кончину императора Александра I  и восшествие на престол императора Николая I» в аристок­ратическом доме генерала в отставке Апухтина Глинка поручили сочинить музыку. В этом представлении Глинка  принимал участие и как певец, исполнив довольно развернутую арию. Аккомпанировал ему на фортепиано К. Ф. Гемпель. В течение весны 1826 г. несколько раз менял место жительства, то уезжая в Новоспасское, то возвращаясь в Смоленск. Здесь написаны им 2 романса: «Бедный певец» и «Утешение» («Светит месяц на кладбище»). До осени 1847 г. он появляется в Смоленске лишь проез дом. В конце апреля 1828 г. из Новоспасского отправля­ется в Москву через Смоленск. Перед отъездом в Ита­лию с 25 мая 1830 г. несколько дней провел в Смолен­ске. Весной 1834 г. вновь возвращается в Новоспасское через Смоленск, а в конце августа 1834 г., собираясь отправиться в Германию, Г. останавливается на пути в Смоленске у своей сестры М. И. Стунеевой. В мае 1838 г. проездом остановился в Смоленске на один день. В се­редине августа 1840 г. он провожает Екатерину Керн с ее матерью на юг (Глинка  проехал с ними часть пути), после чего приезжает в Смоленск, а потом в

Памятник М. И. Глинке в г. Смоленске.

Автор-скульптор А. Р. Бок

Новоспасское. В мае 1841 г., возвращаясь из Новоспасского, Г. нена­долго остановился в Смоленске, где встретился со сво­им другом А. Римским - Корсаком.

Отправляясь во вто­рую поездку за границу, Г. в конце июня 1844 г. навестил мать в Новоспасском. «Мы заехали на короткое время в деревню — я пробыл несколько дней с матуш­кой», после чего через Смоленск Глинка направился в Вар­шаву, Берлин, Париж. В сентябре 1847 г., совершенно больной, не в силах ехать ни в Петербург, ни в Новоспасское, Глинка  остановился в Смоленске у своего родственника А. А. Ушакова. Вскоре к нему в Смоленск приехали мать с сестрами.

Они окружили его заботой, и он стал постепенно поправляться. Г. остался в Смо­ленске на зиму и даже обзавелся инструментом, кото­рый одолжил ему местный жандармский полковник, большой любитель музыки, И. В. Романус. Через неко­торое время Глинка переехал на новую квартиру — в лом Соколова у Никольских ворот, где и прожил до самой весны. Этот дом просуществовал вплоть до Великой Отечественной войны. Сейчас на его месте выстроен новый большой жилой дом (ул. Тухачевского). Как толь­ко Г. почувствовал себя лучше, он обратился к творчеству. В сентябре 1847 г. в Смоленске им написаны 2 форте­пианные пьесы — «Воспоминание о мазурке» и «Барка-ролла» с авторской датой: Смоленск, 25 сентября. Обе пьесы в знак благодарности посвящены И. В. Романусу. Следом была написана фортепианная пьеса «Молит­ва», посвященная испанцу Дон Педро Фенандесу, сек­ретарю и помощнику Г., сопровождавшему композито­ра со времени его путешествия по Испании. Последним фортепианным произведением этого периода были «Ва­риации на шотландскую тему» (посвятил Елизавете Уша­ковой). В это же время Г. написал 2 романса: «Милоч­ка», посвященный Л. И. Шестаковой (текст, скорее всего, собственно Г.) и «Ты скоро меня позабудешь» на сти­хи Жадовской. 23 января 1848 г. местное дворянство во главе с губернскими властями устроило в честь Г. тор­жественный обед. В назначенный день в зале Дворян­ского собрания (ныне зал филармонии) Г. был встре­чен Польским полонезом из «Жизни за царя». Г. был растроган проявлением столь теплых чувств смолян, уже тогда понимавших и высоко ценивших его заслуги. В марте 1848 г. отправился в Варшаву. Больше ему в Смоленске побывать не пришлось. Похоронен в Берли­не, но в мае 1857 г. его прах был перевезен в Петербург и захоронен в Александро-Невской лавре.

 



Литература

Асафьев, Б. М. И. Глинка / Б. Асафьев. – Л. : Ленинградское отд-ние Музыка, 1978. – 311 с.

Васина-Гроссман, В. А. Михаил Иванович Глинка / В. А. Васина-Гроссман. – М. : Музыка, 1979. – 103 с.

Ваши теплые молитвы принесли мне счастье : письма Евгении Андреевны Глинки, матери композитора М. И. Глинки / предисл., ред. текстов, коммент. Н. В. Деверилиной. – Смоленск : Смядынь, 2002. – 143 с.

Деверилина, Н. В. «Я открою вам сердце мое» / Н. В. Деверилина, Т. К. Королева. – Смоленск : Смядынь, 2004. – 159 с.

М. И. Глинка. Записки / подгот. А. С. Розанов. – М. : Музыка, 1988. – 202 с. : ил.

И я открою землю… (Глинка) / авт. композиции Н. Колосов. – М. : Молодая гвардия, 1976. – 159 с. : ил.

Канн-Новикова, Е. Маленькая повесть о Михаиле Глинке / Е. Канн-Новикова. – Издание второе. – М. : Музыка, 1968. – 114 с.

Летопись жизни и творчества М. И. Глинки. В 2-х ч. – Издание 2-е, перераб. – Л. : Музыка, Ленинградское отд-ние, 1978.

Мартынов, И. И. Великий русский композитор М. И. Глинка / И. И. Мартынов. – М. : Знание, 1954. – 32 с. : ил.

Первые Глинковские чтения : к 200-летию со дня рождения великого русского композитора М. И. Глинки 1804–2004 : сб. ст. по материалам выступлений. Смоленск, 28 апр. 2004 г. / Департамент Смол. обл. по культуре; Смол. обл. универ. б-ка им. А. Т. Твардовского; ред. В. И. Карпеченкова. – Смоленск, 2006. – 119 с. : ил.

Петрушанская, Е. Михаил Глинка и Италия : загадки жизни и творчества / Е. Петрушанская. – М. : Классика-XXI, 2009. – 445 с. : ил.

Сальников, Г. Глинка в Смоленске / Г. Сальников. – Смоленск : Московский рабочий, Смоленское отд-ние, 1983. – 96 с. : 16 л. ил.

Серов, А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке / А. Н. Серов. – Л. : Музыка, 1984. – 55 с.

Фрид, Р. М. И. Глинка : монографический очерк / Р. Фрид. – Л. ; М. : Советский композитор, 1973. – 79 с. : портр.

НАЗАД